От редакции: Шаг к феодализму

Московский градоначальник Юрий Лужков поручил своему заместителю Владимиру Ресину разработать проект городского закона, который исключит продажу находящихся в собственности мэрии участков под застройку частным компаниям. “Нужно прекратить все контакты с инвесторами по городской земле. Вся городская земля теперь будет выделяться по городскому заказу”, – цитируют СМИ выступление Лужкова на заседании правительства Москвы. Необходимость передачи земли, по словам мэра, диктуется тем, что частные застройщики, обещавшие городским властям возвести социально важные объекты, перепрофилируют их вскоре под коммерческие проекты. Эксперты и участники рынка успокаивают – закон будет несложно обойти за счет участков московской земли, находящихся в ведении федеральных министерств и госкомпаний.

Возможно, это так, но инициатива мэра вызывает тревогу сама по себе. Предложенное изменение правил получения участка под застройку в Москве приведет к вымыванию малого и среднего бизнеса из столичного строительного сектора, к его дальнейшей бюрократизации и монополизации и, как следствие, к удорожанию стоимости жилья и коммерческой недвижимости. А это дополнительное социальное напряжение. По данным ФОМ, 60% москвичей считают, что жилье в столице стало менее доступным, чем год-два назад, 28% полагают, что ситуация не изменилась, и лишь 4% считают, что купить квартиру стало легче (еще 8% не определились с ответом). Но последнюю инициативу мэра нельзя рассматривать саму по себе.

Москвичи – обитатели многоэтажных домов и предприниматели, владеющие зданиями в столице, по сравнению с жителями других регионов ограничены в праве собственности на землю, на которой эта недвижимость находится. В городе крайне затруднена процедура оформления придомовых территорий в собственность жилищных товариществ и граждан. Нормы принятого в мае 2006 г. закона “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений в городе Москве” позволяют городским и даже окружным властям изымать земельные участки под домами и прилегающими спортивными и детскими площадками для строительства в рамках городских, окружных и районных программ развития, которые не нужно согласовывать ни с жителями, ни с городским парламентом. Столичные чиновники не отказались от планов приравнять строительство многоквартирных домов и объектов инфраструктуры к городским государственным нуждам. А это позволяет городским властям изымать понравившиеся участки из-под существующих домов и их жильцов, проводя “независимую” оценку изымаемой собственности.

Предложение мэра можно рассматривать как стремление ограничить конституционное право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности. Передача принадлежащей городу земли под застройку только в рамках городского заказа будет означать, что мэрия обращается с землей не по законам рынка, а по принципу наделения участком. Порядок наделения землей на определенных условиях (строительство, ведение сельского хозяйства, обязательная военная служба), в случае невыполнения которых участок изымался, характерен для Средних веков.