От редакции: Потребление здесь и сейчас

Мания потребления в России крепнет и развивается, причем по законам, не похожим на те, что сформировались на развитых рынках.

Аналитики «Тройки диалог» в исследовании «Россия: широчайший потребительский рынок Европы» (см. статью на стр. А1) приходят к выводу, что к 2010–2011 гг. потребительский рынок России по объемам продаж станет крупнейшим в Европе. Уже в 2008 г. в России будет 85 млн активных покупателей (людей с располагаемым доходом не менее $350 на человека в месяц) – больше, чем все население Германии. В 2006 г. россияне уже опередили всех европейцев по закупкам стиральных машин и мобильных телефонов, почти догнали немцев по пиву и были четвертыми по автомобилям. В 2011 г., по прогнозу аналитиков «Тройки», Россия будет первой на большинстве рынков. Недавно аналитики Deutsche Bank пришли к выводу, что россияне тратят на покупку бытовой техники вдвое большую часть бюджета, чем среднестатистический житель Земли, – 5,4% от своих общих расходов. Объем выданных потребительских кредитов в России растет быстрее объема вкладов (см. статью на стр. Б1).

По объему ВВП на душу населения по паритету покупательской способности (ППС) россияне обгоняют другие страны BRIC (кроме нас это Бразилия, Индия, Китай), но в сравнении с Европой лишь догоняют СССР: в 1980-х гг. этот показатель составлял около 50% европейского, в 2008 г., по оценкам МВФ, составит около 45% (или $15 000). При этом россияне практически не обременены ипотекой, а их расходы на содержание дома, транспорт, образование, здравоохранение в сумме составляют около четверти от расходов, например, англичан.

Но в том, как зарабатываются деньги, есть особенности. Большинству россиян не важно, белая у них зарплата или черная: 55% опрошенных кадровым агентством Superjob сказали, что согласны на недекларированную зарплату. Категорически против черной зарплаты лишь 28% опрошенных; 17% затруднились ответить. Слишком многим не важно, что черная зарплата снижает их будущую пенсию, что она влияет на возможность отстоять в случае чего свои трудовые права, сказывается на доступе к кредиту и на шансах добиться компенсации в судах. Деньги нужны здесь и сейчас. Отношением к будущему как к абстракции объясняется, вероятно, и то, что за четыре года пенсионной реформы выбор в пользу частных управляющих сделали лишь 5% граждан.

Отчасти это вызвано накопившимся в 1990-е дефицитом доходов – тогда россияне не могли позволить себе крупные покупки и сейчас отыгрываются. Видимо, память о недоступности многих вещей еще крепка. Кроме того, инфляция, растущая темпами, сравнимыми с темпами роста доходов, заставляет россиян чувствовать неуверенность в завтрашнем дне. Заметим, что в восприятии граждан уровень инфляции гораздо выше официального.

Черные зарплаты – показательная характеристика российского потребительского бума. Не менее характерная, чем, например, просроченные кредиты и личные банкротства, принесенные потребительским бумом жителям развитых стран. Большинству американцев и европейцев, несмотря на ту же потребительскую манию, важна прозрачность и бумажная фиксированность отношений с работодателем и государством. Многие россияне, похоже, к пониманию смысла всей этой бухгалтерии и «бумажек» пока не пришли.