От редакции: Симптомы влияния

Влияние России в мире оценивается очень высоко, почти так же, как в свое время влияние СССР. Правда, граждане других стран хотели бы это влияние снизить, но это, очевидно, объясняется вражеской пропагандой.

В середине октября компания Harris Interactive провела по заказу новостного канала France 24 и газеты International Herald Tribune опрос более 6000 человек в США, Франции, Германии, Великобритании, Испании и Италии. В числе прочего граждан попросили оценить влияние той или иной страны в мире. Первыми стали США, затем Китай, Россия оказалась третьей: влияние этих стран признали значительным в среднем соответственно 95%, 88,5% и 83,8% опрошенных. При всем лукавстве формулировок и относительности результатов опросов показанные Россией проценты впечатляют. Если бы не Китай, можно было бы говорить о том, что Россия близка к восстановлению биполярного мира времен противостояния США и СССР. Но рост влияния Китая, как и лидерство США, – объективная реальность, догнать их очень сложно, и надо радоваться третьему месту, которое еще каких-нибудь 10 лет назад казалось недостижимым.

По данным опроса «Левада-центра» (10–13 августа, 1600 опрошенных), население России в целом поддерживает проводимый Путиным курс и придерживается высокого мнения о нынешней роли России в международных делах. Доля тех, кто считает влияние России в мире большим, выросла с 2003 г. с 47% до 67%. При этом 59% одобряют стремление руководства России использовать зависимость европейских стран от поставок российской нефти и газа для достижения внешнеполитических целей (не согласны с этим курсом 20%, остальные затрудняются с ответом).

А вот в мире радоваться не торопятся. В очередном исследовании Voice of the People, проведенном Gallup International с июня по август 2007 г. (57 000 человек из 52 стран мира), граждан спрашивали, должно ли, по их мнению, влияние той или иной страны увеличиваться или уменьшаться. В пользу увеличения влияния России высказались 23%, против этого – 29%. Среди стран, также получивших итоговый негативный результат, – Иран, Чили, США. Приветствуется рост влияния Бразилии, Южной Африки, Индии и Евросоюза.

Простой вывод: мир относится к увеличению влиятельности России с опаской.

Может быть, это зависть? Россия в последнее время добилась экономических успехов, ВВП растет в среднем на 7% в год, некоторые аналитики предрекают в ближайшее время выход российского потребительского рынка на первое место в Европе.

Действительно, по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) россияне обгоняют другие страны BRIC, правда, в сравнении с Европой лишь догоняют СССР: в 1980-х гг. этот показатель составлял около 50% европейского, в 2008 г., по оценкам МВФ, составит около 45% (или $15 000). Так что завидовать надо скорее европейцам – и если жители других регионов им завидуют, то белой завистью, считая рост влияния ЕС благоприятным фактором.

Видимо, в отношении к России страх играет все еще значительную роль. Имидж России в последнее время – и, вероятно, некая этическая оценка ее растущего влияния – формировался такими действиями, как газовые войны с Украиной и Белоруссией, жесткая позиция в переговорах об энергетической безопасности с Европой, воинственная риторика в отношениях с США, конфликтная позиция в отношениях с Грузией, громкие преступления, в частности убийство Александра Литвиненко.

Может быть, восстановление величия до уровня, скажем, СССР неотделимо от восстановления уровня страха, который СССР внушал противникам? Величие – категория не этическая. Это так, но у Советского Союза был еще и запас мягкой силы – влияние в третьем мире, эфемерный, но все-таки имидж второго полюса и прибежища для противников «империализма» США. Сейчас свой багаж мягкой силы исчерпали и американцы, так что мир становится жестче.