От редакции: Надувной молоток

Лучшие умы Минэкономразвития больше месяца в обстановке строгой секретности писали антиинфляционный план. На прошлой неделе он был внесен в правительство. Но продукт не выглядит радикальным, хотя борьба с инфляцией предстоит нешуточная. В этом году рост цен в полтора раза превысит прогноз, который правительство давало в начале 2007 г. (12% против 8%), хотя он был умеренно оптимистичным. И это только начало. В ближайшем будущем снижению инфляции будут мешать две проблемы – политический популизм, выражающийся в росте расходов, и рост цен на продовольствие на мировых рынках. По прогнозу Credit Suisse, быстрое удорожание продуктов продолжится еще 3–5 лет, ведь спрос на них ежегодно увеличивается на 3,3%. ФАО (продовольственное подразделение ООН) предсказывает, что к 2016 г. пшеница будет стоить на 21% дороже, чем в среднем за последние шесть лет, рис – на 37%, сливочное масло – на 43%, сыр – на 33%.

В условиях «войны на два фронта» российские борцы с ростом цен должны бы вооружиться до зубов, но предложения Минэкономразвития больше похожи не на план сражения, а на обозначение некоторых проблем российской экономики и путей их административного решения.

Предлагается, например, разработать «дополнительные меры бюджетной политики, направленные на снижение инфляции». Эффективнее всего было бы просто ограничить рост бюджетных расходов. Но правительство делает наоборот. В ноябре Дума приняла поправки в бюджет о повышении расходов на 1 трлн руб. (почти 20% годового объема). А министр финансов Алексей Кудрин уже признавал, что в бюджете на 2008 г. доходы, скорее всего, окажутся выше, чем заложено, а значит, есть резервы для роста расходов.

Расширению кредитной поддержки сельхозпредприятий посвящен целый нацпроект. Предложения о развитии ярмарок и бирж перекочевывают из одного антиинфляционного плана в другой, вот только заставить продавцов и покупателей собираться в одном месте административными мерами никак не удается – если у них нет в том экономической необходимости.

Еще один комплект предложений связан с естественными монополиями. Минэкономразвития, если опустить бюрократические формулировки, предлагает с ними что-то сделать. Инвестпрограммам монополий обещано дополнительное внимание. Но значит ли это, что инвестпрограмма «Газпрома» в считанные месяцы станет совершенно прозрачной?

Структурные преобразования в монополиях предлагается мониторить, т. е. следить за тем, как реформы отразятся на «изменении издержек, финансовом состоянии и динамике тарифов». Значит ли это, что, если реформа РАО ЕЭС не отразится на тарифах положительно, она будет повернута вспять?

Еще одна мера – закон о торговле. Его проект уже написан, он предполагает ужесточить регулирование крупных сетей. Чем это закончится, непонятно, особенно если параллельно принять постановление правительства, разрешающее торговать на рынках не то что российским гражданам, а только тем из них, у кого есть высшее образование и флюорографические снимки за последние 20 лет жизни.

Предполагается еще проводить проверки соблюдения соглашений между регионами и местными производителями и продавцами продуктов питания. Хороший урок популистам: захочешь проявить предвыборную сознательность на зыбкой законодательной почве – попадешь в антиинфляционный план и под зоркое око МВД. Впрочем, следить за соблюдением соглашений незачем – их нужно отменять, поскольку большинство из них незаконны.

Единственное предложение Минэкономразвития, которое действительно можно причислить к относительно рыночным мерам по борьбе с инфляцией, – это увеличение фонда зерна для проведения интервенций. Сейчас он составляет всего 1,5 млн т – меньше объема экспорта за месяц. Но фонд надо наращивать постепенно, иначе эффект будет обратным: увеличение его объема в несколько раз за короткий срок только сократит предложение.