От редакции: Эффект присутствия

Власти Швейцарии и Австрии – стран, принимающих чемпионат Европы по футболу 2008 г., – обнародовали прогнозы прибылей от турнира. Швейцарцы рассчитывают на чистый доход в размере около 860 млн франков (528 млн евро). Это немного – меньше 0,2% ВВП. Австрийцы прогнозируют доход в 321 млн евро (примерно 0,15% ВВП). Впрочем, на итоговый эффект для экономики повлияет множество не поддающихся прогнозу факторов.

Эффекты и правда бывают разные. Вот, например, финал футбольной Лиги чемпионов, который пройдет 21 мая в Лужниках, отдали Москве еще 4 октября 2006 г. А облегчение визового режима для английских болельщиков пришлось вводить срочно, указом президента (а перед этим пришлось еще принять сразу в трех чтениях специальный закон, разрешающий президенту сделать это). Потому что не ждали, что в финале будут два клуба из страны, с которой у нас к этому времени испортятся отношения, да мало того – еще и нашим болельщикам одновременно понадобятся послабления для поездки в Англию.

Что даст проведение финала лиги России? Московские власти говорят, что столица прибылей не получит – правда, «за исключением тех средств, которые город получит в виде налогов от гостиничного и ресторанного бизнеса», пояснил глава дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Александр Полинский. По его словам, в общей сложности Москва получит от УЕФА около $2,6 млн, но этого будет недостаточно, чтобы покрыть все расходы на подготовку к финалу. Ну хотя бы можно ожидать, что убыток будет меньше, чем от парада военной техники 9 мая. Все-таки болельщики заплатят деньги за авиаперелеты, гостиницы, пиво, еду, матрешки и шапки-ушанки.

А если финал пройдет нормально, у Москвы (и России) улучшится кредитная история, которая в дальнейшем позволит рассчитывать на получение права проводить другие крупные соревнования. В конечном счете (и при грамотной политике) это работает на развитие туризма. Скажем, Барселона стала крупным туристическим центром в течение нескольких лет после бесприбыльной в бухгалтерском смысле Олимпиады-1992.

Швейцарцы и австрийцы, возможно, не учитывают еще один фактор, который более актуален сейчас как раз для россиян, – родство большого спорта и крупного бизнеса. Практически весь большой спорт в России финансируется крупными корпорациями.

Вчера зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил на заседании круглого стола «Квебек и Россия – партнеры будущего», что его компания рассматривает североамериканский, и в частности канадский, рынок как «весьма перспективный». В свою очередь, председатель Канадской деловой ассоциации для Евразии и России Пирс Камберлеж отметил, что канадцев интересует Штокмановское месторождение и «решение вопросов, связанных с поставками газа на мировые рынки». Потенциально весьма полезная деловая встреча состоялась во многом потому, что в Квебеке сейчас проходит чемпионат мира по хоккею, на который и приехал Медведев, организатор новой Континентальной хоккейной лиги, спонсировать которую будут «Газпром», ВЭБ, ВТБ, «Транснефть», «Росгосстрах», Магнитогорский металлургический комбинат и «Ингосстрах». Кстати, передвижение Виталия Мутко из кресла главы Российского футбольного союза в кресло министра спорта только подчеркивает тот факт, что спортивные интересы крупного российского бизнеса уже не ограничиваются одним футболом.

Спортивно-экономическая стратегия «Газпрома» вообще очень активна. Тот же «Зенит» – флаг «Газпрома». Спонсором немецкого футбольного клуба «Шальке-04» «Газпром» стал примерно тогда же, когда Германия стала основным партнером России в проекте Североевропейского газопровода. Можно задуматься о привязке крупных деловых форумов к спортивным событиям. Скажем, в июне в Австрии и Швейцарии наверняка будут первые лица «Газпрома», «Лукойла», «Ростехнологий», Millhouse, РЖД, ВТБ, «Металлоинвеста», «Росгосстраха» и т. д. Футбол ведь по вечерам – а днем можно провести встречи.