От редакции: Ключ от лифта

В эти дни более миллиона выпускников средних школ по всей России начинают сдавать Единый госэкзамен (ЕГЭ), который заменил традиционные письменные и устные выпускные экзамены. Уже в нынешнем году все отечественные вузы, где нет творческих испытаний, будут принимать результаты ЕГЭ для зачисления абитуриентов.

На первый взгляд инициаторы ЕГЭ достигли заявленных целей – создали объективную и мало зависящую от человеческого фактора систему оценки знаний выпускников школ. Одаренная молодежь из небогатых провинциальных семей получает возможность поступить в престижные вузы. Однако общественная поддержка ЕГЭ снижается. По данным «Левада-центра», в 2002 г. за его введение выступали 55% опрошенных, против – 30%. В 2007 г. доли сторонников и противников почти сравнялись: 40% – за, 36% – против. Для того чтобы ЕГЭ стал настоящим ключом к социальному лифту качественного образования, предстоит сделать еще немало.

Часть учителей и родители, привыкшие к неформальным способам решения вопросов, пытаются найти прорехи в процедуре сдачи тестов. Педагоги редко несут серьезное наказание за предварительное раскрытие тестов и фальсификацию работ – милиция и прокуратура пока не готовы к раскрытию таких дел. Но дело не только в этом.

В России не готова инфраструктура, которая позволит небогатым провинциалам, поступающим в столичные вузы по итогам ЕГЭ, полноценно учиться. Их не ждут современные кампусы с комфортными условиями для проживания и занятий. Банки не соревнуются между собой за право выдать кредит на учебу молодым людям, недобравшим баллы для бесплатного обучения престижным профессиям. Проценты по кредитам высоки, вся ответственность по возврату лежит на заемщике. Во многих других странах государство субсидирует ставку образовательных кредитов и берет на себя выплату в форс-мажорных обстоятельствах. Группа депутатов Госдумы предложила закон, который позволил бы предоставлять льготные кредиты на обучение. Однако думское большинство против: депутаты и правительство опасаются массовых невозвратов.