От редакции: Потлач о нем

Принимая гостей на экономическом форуме, власти Петербурга и России проявили истинное гостеприимство, не только организовав программу культурно-массовых мероприятий, но и пообещав обеспечить мир дефицитными товарами.

Концерт экс-лидера Pink Floyd Роджера Уотерса на Дворцовой площади (специально приехавшего уже после завершения мирового турне), балет в Александринском театре, торжественный прием в Михайловском саду, концерты в Михайловском театре и Исаакиевском соборе, еженощные пиротехнические шоу над Невой и т. д. – все это требовало от петербуржцев самоограничения: главным образом в части сна и передвижения по городу. Праздник есть праздник. Не грех себя ограничить во всем, но принять гостей как следует.

Антропологи считают праздник средством коллективной идентификации. В этом смысле вполне понятно желание зафиксировать культурное единство российских и зарубежных представителей бизнеса и экономического регулирования. Правда, групповое ограничение праздника не совсем совпадает с территориальным: Россия пытается сделать петербургский форум общей радостью, хотя направленность мероприятия сравнительно узкая. В заочной пиар-борьбе с маленьким Давосом (где проходит очень большой форум) мы используем культурный ресурс огромного Петербурга.

Все эти иррациональные расходы, связанные с мотивами престижа, есть часть практики дарения, обычной для любого праздника. Дарение рассматривается как акт презентации своего «Я». Россия на форуме посвятила этому много времени и слов, пообещав находящемуся в кризисе миру новую резервную валюту, газ, нефть, воду и еду. С точки зрения правил всеобщей системы дарения мы теперь можем надеяться на ответные дары от представителей мировой экономики, поскольку невозвращенный дар закабаляет получившего его – так по крайней мере считали североамериканские индейцы, у которых существовал обычай под названием потлач. Примерно понятно, каких даров желали бы российские власти, но не понятно, какие получат. Конечно, праздник – это в любом случае красиво и весело. Только слегка настораживает уровень эйфории. Успехи еще только обещаны, а головокружение уже началось.