От редакции: Рынок без руки

Конкуренция традиционно считается в России предметом как бы факультативным, куда менее важным, чем, например, налоги. В принципе, она мало кого волнует, разве что когда нужно получить разрешение на крупную сделку или кому-нибудь крепко насолить. Тогда возникают сюжеты вроде того, что на днях поведал миру банк «Хоум кредит»: оказывается, расследование его деятельности, которое ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), инициировал главный конкурент «Хоум кредита» – банк «Русский стандарт». Иными словами, службу, стоящую на защите конкуренции, использовали в качестве инструмента недобросовестной конкурентной борьбы.

Конечно, страна видала и более циничные истории. Поэтому на откровения «Хоум кредита» вяло отреагировало даже профессиональное сообщество. Что касается ФАС, то она в последнее время сильно отвлеклась от основной работы и выполняет в основном функции «министерства по сдерживанию цен». По сигналу правительства служба накидывается то на нефтяников, то на торговцев сахаром в отчаянной попытке удержать инфляцию на одном отдельно взятом рынке. Тут уж не до защиты конкуренции.

Между тем именно конкуренция – залог успеха «невидимой руки рынка». Той самой, которая эффективно распределяет ресурсы в экономике – при том что каждый отдельный предприниматель или потребитель заботится лишь о собственном благополучии.

Времена, когда конкуренции между производителями не было, помнит каждый, кому довелось жить в СССР. Но почему конкуренцию надо защищать в стране победившей рыночной экономики? Причина проста: к сожалению, состояние честной и открытой конкуренции на рынке невозможно зафиксировать раз и навсегда. Жизнь не стоит на месте, более успешные компании вытесняют менее эффективных соперников, изменяют правила игры в свою пользу и в конечном итоге ограничивают вход на рынок. Поэтому результатом конкурентной борьбы, как ни парадоксально, становится смерть конкуренции.

Роль государства заключается как раз в том, чтобы поддерживать и защищать «невидимую руку рынка» от попыток ограничить ее возможности. Но в России с этим все наоборот: как выяснила ФАС, в нашей стране государственные органы – самые злостные враги конкуренции. На них приходится больше половины выявленных в 2007 г. нарушений защищающего конкуренцию законодательства. Причем 22% нарушений – повторные.

Пренебрежительное отношение чиновников к защите конкуренции проявляется многообразно. Чаще всего они необоснованно препятствуют деятельности одних компаний в пользу других или, наоборот, поддерживают кого-то за счет бюджетных денег либо административного ресурса. Например, продают имущество без торгов или без всякого конкурса отдают крупнейшие газовые месторождения. В числе дружественных есть и небольшие фирмы, поддерживаемые чиновниками, и госкорпорации, которым власти предоставили беспрецедентные ресурсы и полномочия. Госорганы и сами нередко заключают антиконкурентные соглашения – например, отдают дружественному банку обслуживание всех бюджетных программ. Еще ведомства любят ограничивать свободное перемещение товаров ради какой-нибудь благой цели вроде защиты отечественного автопрома.

Почему так происходит? Опрос, проведенный Институтом экономики переходного периода, показал, что предприятия, которые работают в конкурентной среде, гораздо активнее модернизируются, внедряют новую продукцию и технологии. Правда, те предприниматели, которых волнует нарушение правил честной конкуренции, предъявляют большие требования ко всей институциональной среде – их тревожит и общая неопределенность регулирования, и проблемы в налоговой системе, им нужен доступ к финансовым рынкам и т. д.

Так что противодействие конкуренции со стороны чиновников не случайно. Разумеется, каждый раз они руководствуются какой-то конкретной корыстью, но в глубине своего коллективного сознания понимают: конкурентная среда, окрепнув, потребует полного изменения отношений бизнеса и власти.