От редакции: Вечная реформа

Один гражданин, хорошо разбирающийся в пошиве ортопедической обуви, зимой 2008 г. задумал открыть свой бизнес. У него было все, чтобы сделать предприятие успешным: деньги, помещение, клиентура. Но когда он узнал, что придется получить лицензию на каждый из десятков видов будущей ортопедической продукции, открывать дело он передумал – несмотря на предложение быстро решить вопрос с помощью некой суммы денег.

Забота о малом бизнесе – любимая тема политиков всех стран. В 2005–2007 гг. более 60 стран мира проводили реформы для снижения административной нагрузки на малые предприятия. В России правительство занимается этим регулярно с 2001 г. И дело вроде бы движется: с 2002 г. в 15 раз сократилось количество видов деятельности, на которые предприниматели должны получать лицензии, упростился порядок регистрации новых предприятий, а плановые проверки запрещено проводить чаще чем раз в два года. С 2003 г. законодатели запретили плановые проверки малых предприятий в течение трех лет с момента их создания. Тогда же начала действовать упрощенная система налогообложения, выгодная малому бизнесу.

Прошло пять лет. И одним из первых лозунгов, под которым приступил к работе новый президент Дмитрий Медведев, вновь оказывается борьба за процветание малого бизнеса. Невольно возникает вопрос: все, что сделано, оказалось бесполезным?

Не совсем. ЦЭФИР, который все эти годы мониторит состояние административных барьеров, констатирует, что жизнь рядовых предпринимателей понемногу налаживается. Переход на упрощенную систему налогов стал массовым, проблема налогов для малых предприятий больше не является самой актуальной. Регистрация юрлиц упростилась до одного окна. За лицензиями стало обращаться на треть меньше предприятий, чем раньше. После выхода закона о защите прав предпринимателей сильно сократилось количество плановых проверок.

Тем не менее опросы предпринимателей почему-то показывают, что, по их субъективному ощущению, административный пресс усиливается. Налицо парадокс: по количественным показателям (число проверок, число лицензий и т. д.) административные барьеры уменьшаются, а «по жизни» – нет.

Чем это объяснить? Из того же исследования ЦЭФИР становится очевидно, что дело не столько в законах, сколько в том, как они исполняются.

Взять хотя бы регистрацию новых юрлиц: она хотя и производится теперь в одном окне, но занимает больше времени и стоит дороже – для более чем 70% фирм издержки регистрации превышают оговоренные в законе 2000 руб. Стоимость лицензий оказалась вдвое выше, чем указанная в законе. А около половины выданных лицензий на поверку являлись либо документами сомнительной легитимности, либо вообще лицензиями на виды деятельности, которые лицензированию не подлежат. Хуже всего дело обстоит с проверками. В первый год после введения закона, их ограничивающего, сократилось и число плановых проверок, и их продолжительность. Но затем проверяющие перестроились и стали чаще являться с внеплановыми визитами (сейчас это половина всех проверок) и по большему числу адресов. Выросла и доля предприятий, оштрафованных по неофициальным тарифам, а также доля тех, у кого требовали взятку.

На днях президиум правительства утвердил пакет поправок в закон о защите прав предпринимателей. Он не может не радовать: регистрация предприятий будет проводиться в уведомительном порядке (правда, только для части видов бизнеса). Внеплановую проверку можно будет устроить только по сигналу от граждан, юрлиц или СМИ и лишь в том случае, если что-то угрожает жизни и здоровью людей. Большая часть проверок будет организована без выезда в компанию, а только по документам. А оснований для проведения проверок станет намного меньше.

Хочется верить, что на этот раз и исполнение закона не уступит качеству его текста. Иначе разрекламированная чиновниками реформа окажется бессмысленной, а следующие президентские выборы вновь пройдут под лозунгом помощи малому бизнесу.