Статья опубликована в № 2164 от 01.08.2008 под заголовком: От редакции: Бедность и порок

От редакции: Бедность и порок

Конгресс США поручил разведке проанализировать ситуацию в сфере нефти и газа и оценить угрозы национальной безопасности, исходящие от стран-энергоэкспортеров. Ничего необычного тут нет. ЦРУ, например, готовит доклады на стол президенту по самым разным темам: демографическим, социальным, экономическим, прогнозируя варианты мирового развития (широко известен прогноз до 2020 г.). В российской разведке аналитический аппарат слабее: в советское время она поставляла информационные справки в ЦК, где уже занимались аналитикой специально обученные люди. В постсоветское время, по словам руководителя центра «Агентура.ру» Андрея Солдатова, лишь СВР в середине 1990-х подготовила открытый доклад о мировых угрозах. О качестве закрытых аналитических документов мы судить не можем. Новая задача разведки США – задача момента. Понятие национальной безопасности многомерно, основная угроза постоянно меняется. Во время холодной войны это была ядерная угроза, в 1990-х спецслужбы многих стран переориентировались на оргпреступность, в 2001 г. – на терроризм, позже на экстремизм. Сейчас на первый план выходит продовольственная и энергетическая безопасность.

Российские власти с этим запаздывают. У нас только один раз (в 1997 г. плюс поправки 2000 г.) была разработана Концепция национальной безопасности. И вряд ли ее читали все, кто публично выступает с оценками угроз и обещанием ответных мер. «Мы все еще считаем, что нам угрожает империализм, сионизм и НАТО, что дай им волю, и они воткнут нам в спину нож под Смоленском», – говорит президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. Эти угрозы существуют, но они не главные. Обещания российских военных в ответ на размещение радара и 10 противоракет ПРО США в Европе нацелить на Польшу и Чехию свои ракеты неадекватны. Поэтому они и не достигают цели – их просто не принимают во внимание.

Можно отметить, что термин «энергетическая безопасность» был очень популярен в российских правящих кругах в последние два года – в версии безопасности для продавца. У Европы и теперь у США – версия покупателя. Нельзя забывать, что Россия как энергоэкспортер несет не меньше рисков, чем США как импортер.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать