Статья опубликована в № 2216 от 14.10.2008 под заголовком: Конъюнктура: Модернизация через мобилизацию

Конъюнктура: Модернизация через мобилизацию

Тема кризиса все более активно поглощает наши умы. Причем в нем многим видятся не только отрицательные моменты. Указывается на возможность очищения экономики. От ненужных активов и бесполезных кадров.

Во время кризиса лопаются не только пузыри на фондовом рынке. Компрометируют себя не только компании, но и целые профессии. Больше всех теперь достается фондовым аналитикам, банкирам и девелоперам, но список этим не ограничивается. Можно сказать, формируется даже общественный запрос на разрастание кризиса, который должен ударить по наиболее кичливым бизнесменам и офисным работникам.

Тема незаслуженного праздника жизни весьма тесно связана с проблемой человеческого капитала. Рост доходов и доступность кредитов не только привели к консьюмеризму, но и породили иллюзию своей сверхвостребованности и сверхкомпетентности, которая росла на дрожжах кадрового голода в быстро растущей экономике. Сокращения штатов совсем недавно воспринимались как абсурдный сценарий. Так что общество нуждалось в отрезвлении. В этом плане если бы кризиса не было, то стоило бы его придумать.

Исполнительная власть активно говорит о скором расцвете инновационной экономики. Ее либеральные оппоненты уверяют, что власть подавляет частную инициативу. На самом деле оба этих тезиса строятся на предположении, что у нас есть большое количество активных людей. В первом случае – готовых к инновациям. Во втором – к экономической самостоятельности. Но это пока доказать не удается. Вначале был обнаружен огромный средний класс. Оказалось, что его считали по доходам и наличию атрибутов сладкой жизни. Потом справедливо осознали, что в таком случае туда попали госслужащие и работники госкорпораций и госкомпаний. Тогда в ход пошли другие придумки типа «креативного класса». Но это все лукавые термины: скажем, какой-нибудь шустрый пиарщик, продвигавший модного вчера девелопера, человек, наверное, креативный, но для инновационной экономики бесполезный. Приходится еще раз повторить: число людей, готовых к прорывам, сильно завышено. Это влечет за собой и другую проблему.

Модернизационный путь развития, как известно, у нас часто противопоставляется мобилизационному. Но проблема в том, что без кнута модернизация идет туго. Вот один из ярких примеров: отложен на два года переход на стандарты моторного топлива «Евро-3». Потому что нефтеперерабатывающие заводы оказались к этому не готовы. Так они и не будут готовы, если будет шанс пролоббировать отсрочку. Но такими шагами бизнес сам провоцирует закручивание гаек, когда деньги на латание дыр начнут заканчиваться. То же самое касается и многих из нас. Экономический рост маскирует некомпетентность. Кризис предъявляет более жесткие профессиональные требования. Так стоит ли ждать, когда он грянет по-настоящему?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать