Ratio economica: Вся президентская рать

Одной из главных причин впечатляющей победы Барака Обамы стал экономический и финансовый кризис. Решение экономических проблем станет главным приоритетом новой администрации. Обама – политик молодой, и пока не совсем понятно, какие у него экономические взгляды и какие решения он будет поддерживать. Поэтому особенно важно посмотреть на ключевые фигуры новой администрации, которые будут влиять на нового президента. Ведь Обама – юрист по образованию и поэтому будет опираться на мнение профессиональных экономистов и финансистов для борьбы с кризисом и надвигающейся рецессией.

На экономическую политику президента, конечно, влияет большое количество советников и членов кабинета, но важнее всего три позиции – министр финансов, председатель комитета экономических советников и директор национального экономического совета, который также является помощником президента по экономике.

Из-за экономического кризиса важность поста министра финансов резко возрастет – министр финансов в новом кабинете сравнится по значимости с госсекретарем, который обычно играет наиболее важную роль в правительстве. У нового министра финансов будет две главные задачи – распределение $700 млрд для поддержки экономики и финансовой системы и разработка новой системы регулирования финансовых институтов. Скорее всего, министром финансов будет назначен Ларри Саммерс, профессор экономики и бывший президент Гарварда. Саммерс уже занимал должность министра финансов с 1999 по 2001 г., до этого он был главным экономистом Всемирного банка. Хотя последние 15 лет он занимался в основном экономической политикой, Саммерс – звезда экономической науки. В 1993 г. он получил один из самых престижных призов – медаль Кларка, которая дается раз в два года лучшему американскому экономисту до 40 лет (многие обладатели медали Кларка впоследствии получали Нобелевскую премию по экономике). У Саммерса уже есть и опыт борьбы с кризисом. В качестве заместителя министра финансов он был одним из трех ключевых игроков в борьбе с финансовым кризисом 1997–1998 гг. вместе с Робертом Рубином (тогда министр финансов) и Аланом Гринспэном (председатель ФРС). Еще одним плюсом Саммерса является его сравнительная удаленность и независимость от Уолл-стрит. Ведь и нынешний министр финансов, Генри Полсон, и еще один потенциальный кандидат на эту должность, Роберт Рубин, в первую очередь инвестбанкиры. Независимость нового министра финансов очень важна для борьбы с кризисом, так как именно он будет в значительной степени влиять на распределение помощи финансовым компаниям. Второй главной задачей нового министра финансов станет изменение системы регулирования финансовых институтов. Очевидно, что одна из причин нынешнего кризиса – несовершенство системы регулирования рисков. И новый президент, и налогоплательщики будут требовать ужесточения регулирования финансовой системы. Главная проблема в том, чтобы новая система регулирования не задушила инновации и нормальное развитие финансовой системы. Саммерс, скорее всего, будет выступать с взвешенной позиции и будет противостоять поборникам зарегулированности финансовых рынков – ведь он был одним из главных сторонников уменьшения регулирования деривативов в 1990-е гг.

Председателем комитета экономических советников, как правило, назначают академического экономиста. Этот комитет вырабатывает стратегические решения и консультирует президента практически по всем вопросам экономической политики. Особенно важен будет этот комитет в решениях об изменении налоговой системы и системы здравоохранения. Обама пообещал снижение налогов для 95% американцев и значительные дорогостоящие изменения системы здравоохранения. Все эти обещания приведут к повышению налогов для 5% самых богатых налогоплательщиков и налогов на доходы на капитал. Председателем комитета, скорее всего, станет Остан Гулсби. Гулсби – профессор экономики в Чикагской бизнес-школе, специалист по государственным финансам и давний советник Обамы по экономике. Гулсби будет, вероятно, поддерживать центристскую политику и в основном заниматься вопросами государственных финансов, ведь большинство его академических работ как раз о налогах.

Третьим главным игроком станет директор национального экономического совета. Этот комитет выполняет более тактические и координационные роли в Белом доме. Скорее всего, на эту должность назначат Джейсона Фурмана. Фурман хоть и не академический экономист, но получил степень Ph.D. по экономике в Гарварде и долгое время занимался прикладными исследованиями в области налогов. Среди демократов он (как и Гулсби) довольно консервативен и выступает за уменьшение дефицита бюджета и свободную торговлю. Особенно его не любят профсоюзы, которые выступали против назначения Фурмана на должность советника президентской кампании Обамы.

Обама собрал первоклассную, опытную и высокопрофессиональную команду советников-экономистов. Именно команда такого класса и нужна для преодоления кризиса. Ведь во время кризиса экономические проблемы становятся намного менее стандартными. Нельзя рассчитывать на решения из учебника первого курса по экономике о том, что такое хорошо и что такое плохо, – надо разбираться в том, какое из зол будет меньшим. Вопрос лишь в одном – смогут ли советники убедить президента Обаму противостоять левому флангу демократов, которые хотят намного большего вмешательства государства в экономику, протекционизма в торговле, спасения реального сектора экономики, высоких налогов и увеличения роли профсоюзов.