Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2240 от 18.11.2008 под заголовком: От редакции: Победить искушение

От редакции: Победить искушение

Чем дороже алкоголь, тем меньше смертность. К такому выводу пришли специалисты Университета Флориды, изучив ситуацию с налогами на спиртное на Аляске за 28 лет. Увеличение налога в 1983 г. привело в следующем году к снижению смертности по причинам, с ним связанным, на 29%. В 2002 г. налог был также увеличен – смертность снизилась на 11% (об этом пишет Washington Profile). В этом свете российские инициативы брать с производителей алкоголя дополнительный налог «на здоровье» кажутся вполне логичными. К этому призывал депутатов Госдумы министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Производители, конечно, против. У них свой железный аргумент: подорожание легального алкоголя усилит позиции нелегального, а он еще вреднее для здоровья. Отсюда следует, что в России подорожание алкоголя должно привести к росту смертности. Может, это действительно так? В развитых странах Запада отношение населения и правоохранительных органов к нелегальному бизнесу строже, чем у нас, поэтому подорожание алкоголя не вызывает такого роста подпольного производства. А поскольку Нургалиев, как ни старается, справиться с паленой водкой не может, надо победить ее экономическими мерами – дешевой легальной водкой.

Впрочем, недавняя работа профессора лос-анджелесского Университета Калифорнии Дэниела Трейзмана «Алкоголь и ранняя смертность в России» доказывает, что связь между доступностью алкоголя и смертностью есть: Трейзман обнаружил две волны роста смертности – с 1990 по 1994 г. и с 1998 по 2005 г. В первом случае при либерализации цен на товары водка дорожала гораздо медленнее. Если в 1990 г. на среднюю месячную зарплату можно было купить 10 л водки, то в 1994 г. – 46 л. Во втором случае рост зарплат значительно опережал рост цены на водку. И в той и в другой ситуации крепкий алкоголь быль очень доступен – и смертность была выше.

Алкоголь – и легальный, и нелегальный – является наркотическим ядом, так считают во Всемирной организации здравоохранения. Логика дешевого алкоголя – это логика меньшего зла. Логика налога – это логика предотвращения искушения. Если искушений меньше, то люди – и в России, и где угодно – пьют меньше.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать