От редакции: Приглашение к миру

Россия проводит практику регулярных внешнеполитических инициатив. Эту работу необходимо продолжать, восстанавливая тем самым доверие между Россией и Западом. Безусловно, международная система безопасности давно требует если не замены, то капитального ремонта, и здесь любые предложения должны внимательно рассматриваться.

Премьер Владимир Путин вчера на конференции по вопросам гуманитарного права в Санкт-Петербурге несколько конкретизировал идею договора о европейской безопасности (в последнее время идея стала одной из визитных карточек президента Дмитрия Медведева), сформулировав основные принципы будущего документа. Это «три «не»: не обеспечивать своей безопасности за счет безопасности других; не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности; не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам договора. Также Путин предложил в рамках договора закрепить базовые параметры контроля над вооружениями. С одной стороны, за каждым тезисом можно разглядеть сиюминутные политические мотивы; с другой стороны, нынешняя инициатива – одна из самых взвешенных, осторожных и содержательных в деле восстановления (или замены) системы международной безопасности.

До сих пор было не очень понятно, каким Россия видит договор о европейской безопасности – теперь у европейских партнеров появился предмет для обсуждения. При том что тезисы Путина достаточно общи и космополитичны, легко заметить, что первое «не» касается прежде всего элементов американской ПРО в Европе, второе «не» – ПРО и военной помощи западных стран Грузии, третье «не» – расширения НАТО на восток. Эти вопросы остаются дискуссионными, и в любом случае быстрых решений здесь ждать не следует.

Однако «общая» формулировка и постоянная поддержка инициативы переговоров способны вызвать позитивную реакцию: мы даем понять, что сознаем как сложность ситуации, так и необходимость совместных действий и готовы начать с малого. Вряд ли можно заранее считать договор о европейской безопасности панацеей, но совершенно точно нынешняя система договоров находится под угрозой полного распада. Наглядный пример – как раз контроль над вооружениями.

Договор о сокращении наступательных вооружений между США и Россией (СНВ-1) заканчивается через год, а вместе с ним и система верификации (взаимного контроля). Поскольку о продлении или новом договоре пока договориться не удается, есть риск, что ситуация выйдет из-под взаимного контроля. Это коснется и договора о сокращении наступательных потенциалов (СНП), который хоть и действует до 2012 г., но с точки зрения контроля завязан на СНВ-1. Из договора по ПРО США вышли в одностороннем порядке.

Россия в одностороннем порядке заморозила участие в договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – это тоже проблема. Хотя пока формально никто ДОВСЕ не нарушил, возможность раскачать ситуацию существует. Например, заявления об установке ракет в Калининградской области и другие выпады сейчас не очень ко времени: в США к власти пришли демократы, которые скептически относятся к ПРО и хотят экономить на вооружениях в условиях экономического кризиса. Медведев, в принципе, уже смягчил свою риторику, назвав позицию Барака Обамы по ПРО «более аккуратной» по сравнению с позицией Джорджа Буша. Путин также отметил, что если американцы откажутся размещать ПРО в Европе, то и «вопрос об ответных мерах отпадет сам собой», подтвердив, впрочем, и неизбежность «адекватного ответа» на размещение ПРО.

Запад сознает, что ремонт системы международной безопасности (или построение новой) невозможен без России. Между Россией и Западом существует взаимное недоверие. Как быть? Договор о европейской безопасности пока остается делом отдаленного будущего, но надо с чего-то начинать. Сейчас нужны открытость, переговоры, активная и непротиворечивая позиция, приглашение к миру, а не принуждение.