От редакции: Особо важное задание

Дмитрий Медведев потребовал от ФСБ усилить контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на преодоление кризиса. Контрразведчики не единственные, кому поручен контроль за расходованием бюджетных денег. Вскоре в банках, получивших кредиты на рефинансирование долга и назначенных операторами по оказанию финансовой помощи реальному сектору экономики, должны появиться кураторы Центробанка, которые получат доступ ко всем документам и во все подразделения. Соответствующий закон, внесенный в декабре, принят Госдумой и подписан президентом. В декабре о желании контролировать «антикризисные» деньги заявляли прокуратура и МВД. Еще в России есть Комитет финансового мониторинга, главная задача которого – не допускать отмыва денег, полученных преступным путем.

Поможет ли рост числа надзирающих за финансовыми потоками получить деньги тем, кто в них действительно нуждается? Операторов госпомощи и ее получателей пока не так много – это 130 банков и около 300 крупных компаний. Центробанк найдет достаточно квалифицированных кураторов. ФСБ, по мнению экспертов, и сейчас имеет достаточно каналов информации из крупных банков и компаний: в госбанках и на госпредприятиях обязательно присутствуют прикомандированные сотрудники ФСБ, одна из задач которых – пресекать противозаконные финансовые операции.

Правда, присутствие этих работников в банках и компаниях не всегда способно предотвратить коррупцию и хищения. Во-первых, сотрудники спецслужб, получая на новой работе зарплату, значительно превышающую их жалование, иногда начинают работать в первую очередь на свою компанию и становятся лоббистами ее интересов в спецслужбах. Кроме того, в «освоении» бюджетных средств нередко заинтересованы в высших эшелонах госвласти.

Не менее важная причина – нечеткие условия использования госпомощи. Промышленники жалуются, что госбанки предлагают им полученные от государства средства под очень высокий процент. Впрочем, и сами промышленники при нынешнем снижении курса рубля склонны работать над закупкой валюты. По данным ЦБ, в IV квартале 2008 г. компании нефинансового сектора купили валюты на $56,3 млрд – в два раза больше, чем за тот же период 2007 г. Абсолютно законно.