От редакции: Параллельный мир

В последний день января по стране прошли митинги в поддержку и против антикризисных мер властей. Как сообщили «Ведомостям» в «Единой России», в организованных партией демонстрациях участвовали свыше 100 000 человек в 56 регионах, коммунисты утверждают, что собрали на акции протеста больше людей. Несогласные на этот раз не просили разрешения на проведение марша и почти без проблем сумели пройтись по центру Москвы, постаравшись запутать милицию. Было их, впрочем, немного. Творческая активность протестующих растет: один смог присоединиться к акции «Единой России» с плакатом «Посадим Путина на «Жигули»; в Петербурге неделю назад прошел «марш согласных» под лозунгами «Мы на все согласны», «Жить стало лучше, жить стало веселее», «Выше тарифы ЖКХ!» и т. д.

Впрочем, это творчество пока находит благодарных потребителей в основном в блогерской среде. Но не исключено, что митинговая активность партии власти будет повышать мотивацию протестующих.

В условиях экономического кризиса «Единая Россия» решила выйти на улицу, чтобы поддержать власть и разъяснять населению ее политику. По мнению руководителя отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексея Левинсона, власть таким образом стремится перенести общественный диалог из стен парламента и со страниц СМИ на улицу. Освещение митингов в эфире и на страницах ключевых газет (центральных и региональных) должно дать обывателям видимость дискуссии и убедить, что сторонников власти больше, чем недовольных.

Но, например, нынешняя серия акций под лозунгом «Мы за Путина! Мы за автопром!» (в поддержку увеличения импортных пошлин на автомобили) невыигрышна хотя бы потому, что не учитывает общественных настроений. По данным «Левада-центра», к новым пошлинам положительно относятся лишь 27% россиян, а 46% выступают против. Да, протестная активность населения низка: по данным ВЦИОМ, 70% опрошенных не намерены участвовать в акциях протеста, готовы поддержать их всего 21%. Однако митинги в поддержку чиновников, проводимые партией чиновников, способны вызвать как минимум недоумение. А казенный характер лозунгов и речей, пожалуй, самое бессмысленное наследие советского времени даже для тех, кто по нему ностальгирует.