Статья опубликована в № 2324 от 27.03.2009 под заголовком: От редакции: Кризисные утопии

От редакции: Кризисные утопии

Темы мирового правительства и новой мировой резервной валюты сегодня ожидаемо популярны, связаны друг с другом и почти одинаково утопичны.

Экономический кризис – мировой, каждая страна в отдельности справиться с ним не в состоянии, нужны скоординированные общие решения, которые в пределе восходят к специальному наднациональному органу, который будет их принимать и воплощать в жизнь.

Новая резервная валюта предлагается тоже для борьбы с кризисом. И здесь в дело вступает магическая логика: старую резервную валюту – доллар нужно заменить, потому что она является американской валютой, т. е. валютой «родины кризиса».

Воплощением международной координации должны служить саммиты и другие мероприятия в рамках «группы двадцати». Эксперты и политики рассуждают об усилении роли МВФ и Всемирного банка. Не стоит в стороне и ООН. Буквально на днях комиссия экономистов при ООН предложила создать вместо «двадцатки» Глобальный экономический совет, который будет органом ООН и главным форумом по разработке мировой экономической и финансовой политики.

Предыдущие попытки объединить усилия человечества не были особо эффективными. ООН так и не стала организацией, решения которой обязательны для всех. Созданные под ее эгидой Международный уголовный суд, а также трибуналы по Руанде и бывшей Югославии, которые теоретически можно было бы считать судебными органами мирового правительства, не приобрели однозначной легитимности. «Группа семи» (она же «восьмерка») не смогла ничего поделать с кризисом. Делегаты ноябрьского саммита G20 в Вашингтоне отреклись от протекционизма и, вернувшись домой, приняли протекционистские меры.

Главная проблема в правоприменении – решения мирового правительства и «глобальные законы» должны признаваться и исполняться всеми. А для этого нужна наднациональная правоохранительная система, принуждающая к исполнению законов. Это неизбежно влечет за собой ущемление суверенитетов, на которое большинство стран идти не готово.

Унифицировать правила необходимо. Но надо отдавать себе отчет в том, что эти правила будут иметь пределы исполнения. Даже отраслевые соглашения имеют невысокую эффективность: например, страны ОПЕК далеко не всегда могут договориться о единой политике, а когда договариваются, эта политика не приводит к искомой цели.

В финансовой сфере таким примером может служить так называемый Базель-2, свод правил банковского регулирования, который за многие годы так и не стал единым для всех банков.

Эта проблема напрямую коснется и новой резервной валюты, о необходимости введения которой говорят такие разные люди, как Джордж Сорос, Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев, Доминик Стросс-Кан и Чжоу Сяочуань. Управлять (эмиссия, кредитно-денежная политика) такой валютой будет неимоверно трудно, и это тоже потребует ущемления суверенитетов. Единственный работающий пример – евро. При этом у Германии и Португалии, Финляндии и Греции очень разное экономическое положение и проблемы, которые они не могут решать при помощи инструментов монетарной политики.

С другой стороны, чем евро не пример успеха? Он уже стал второй по популярности резервной валютой для многих стран, не входящих в ЕС. Но за евро стоит мощь тесно связанных друг с другом европейских экономик и емкость европейского рынка.

В идеале в результате борьбы с кризисом человечество должно было бы достигнуть того градуса единения, когда резервная валюта эмитировалась бы мировым центробанком под контролем мирового правительства, озабоченного гармоничным функционированием мировой экономики.

Звучит наивно. Но, может быть, это только временно? Пока еще не испугались действительно мрачной перспективы нового экономического средневековья?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать