От редакции: Мимо кассы

Где найти триллион? На столько в 2011 г. увеличится нагрузка на бизнес из-за реформы единого соцналога (ЕСН), который правительство решило заменить взносами в три фонда – пенсионный, социального и медицинского страхования.

Депутаты-единороссы предложили несколько мер, которые должны компенсировать бизнесу часть выпадающих доходов. Но общая сумма компенсации – 74 млрд руб. – очень далека от искомого триллиона. К тому же депутаты пытаются извлечь эти деньги из кошельков регионов и муниципалитетов, хотя все дивиденды от реформы получает федеральный бюджет.

Если центр не готов больше финансировать дефицит пенсионного и других фондов, то почему платить компенсацию бизнесу должны местные власти? Утверждая это решение, депутаты должны быть готовы к тому, что последствием будет серьезное перекраивание межбюджетных отношений. Как минимум регионы потребуют от центра соответствующего увеличения трансфертов.

А бизнес, похоже, вообще останется на бобах. Единственной адекватной компенсацией такого серьезного повышения нагрузки на оплату труда могло бы быть снижение налога на добавленную стоимость (НДС). Его платят все, как и другой федеральный налог – на прибыль. Но в отличие от налога на прибыль, которой в кризисные времена почти ни у кого нет, снижение НДС было бы реальной компенсационной мерой. И заодно антикризисной.

По расчетам «Деловой России», адекватная компенсация повышению ЕСН – это уменьшение ставки НДС с 18% до 10%. Правда, по опыту предыдущих дискуссий о снижении НДС с трудом верится, что власти легко расстанутся с таким надежным источником доходов.

Другой выход – отложить реформу соцналога по меньшей мере до возобновления устойчивого экономического роста. Увеличив нагрузку на бизнес в разгар экономического кризиса, правительство столкнется с гораздо более серьезными проблемами, чем дефицит Пенсионного фонда. Эта мера сильно ослабит всю экономику и разорит множество мелких предпринимателей, нагрузка на которых вырастет сильнее всего – с 14% до 34%. А ведь именно малый бизнес способен абсорбировать «лишних людей», сделав проблему безработицы в регионах не такой острой.