От редакции: Ходорковский как знамя, авторитет и враг Путина

В «Новой газете» опубликованы отрывки из переписки Михаила Ходорковского с Людмилой Улицкой. Ее предшественниками в подобных беседах были Григорий Чхартишвили и Борис Стругацкий. Очередное, третье за год, эпистолярное интервью Ходорковского с известным писателем позволяет выделить три разнонаправленных общественно-политических тренда, возникших и развивающихся вокруг истории самого знаменитого на данный момент российского заключенного.

Во-первых, Ходорковский стал знаменем для либеральной интеллигенции. Интерес авторитетных писателей скорее профессиональный, не политический (и именно в отказе от политики состоит их либерализм). Для них Ходорковский – не только живой сидящий политзаключенный, но и источник некоего бесцензурного знания, «естественный» философ, в силу своего заключения свободный от ограничений, созданных «на свободе». Произошедшая во время правления Владимира Путина зачистка этой свободы – прежде всего в сфере СМИ, судебной и политической системе – усилила позиции Ходорковского как чуть ли не единственного концептуального оппонента Путину.

Во-вторых, Михаил Ходорковский грамотно пользуется интересом либеральной интеллигенции, умеет разговаривать с нею и продвигать свои, в общем, не очень либеральные идеи (он считает себя государственником). Хотя на данный момент главный результат, которого он достигает, – это симпатия и популярность у небольшой по размеру аудитории: условно – той самой либеральной интеллигенции.

В-третьих, это общение закрепляет тезис о личном противостоянии Путина и Ходорковского. Авторитет Ходорковского освящен неправедным судом, тюрьмой и потенциалом игрока «высшей лиги». Если в 1990-е гг. легко можно было представить себе иного президента, чем Борис Ельцин, в силу рабочей (пусть и несовершенной) версии демократии, то сейчас даже в президентстве Дмитрия Медведева регулярно возникают сомнения. В этой ситуации главным кандидатом для либералов становится «неправедно заключенный олигарх».

Здесь интересно, есть ли какой-то статистический порог популярности Ходорковского, после которого его свобода будет абсолютно неприемлема для Путина (или уже неприемлема?). В любом случае намерение Путина вернуться в президенты в 2012 г. вряд ли хороший знак для Ходорковского.