Почему Suzuki предпочла России Индию

Как только цифра [продаж] достигнет 50 000 [автомобилей], Россия станет для Suzuki номер один в Европе. Надеюсь, что это случится в 2009–2010 гг.», – говорил в интервью «Ведомостям» весной 2008 г. главный управляющий директор Suzuki Motor Тошихиро Сузуки. Прогноз не оправдался: за восемь месяцев 2009 г. продажи Suzuki в России упали на 50% (рынок в целом, по расчетам АЕБ, на 51%) до 13 580 машин.

Продажи оказались настолько далеки от 50-тысячной планки, исходя из которой руководство японской компании и принимало решение о строительстве завода в России, что Suzuki решила эту идею похоронить и вернула землю, на которой должно было стоять предприятие, Санкт-Петербургу. Если когда-нибудь японцы решат вернуться, переговоры о земле надо будет начинать заново. Судя по всему, на скорое возвращение Suzuki не рассчитывает.

Что ж, это вопрос стратегического видения. Большинство из руководителей автомобильных компаний, с которыми мне удалось поговорить в ходе Франкфуртского автосалона, не верят в быстрое восстановление российского рынка. У PSA Peugeot Citroen противоположное мнение, и потому компания не собирается менять ни объемы инвестиций в свой строящийся российский завод, ни сроки его ввода в строй (2011 г.).

Руководство Suzuki оказалось в лагере пессимистов. Небольшой по автомобильным меркам компании (годовой выпуск автомобилей – около 2 млн штук) необходимо было правильно расставить приоритеты и перераспределить ресурсы. Выбор был сделан не в пользу России: два десятка тысяч машин в нашу страну можно завезти и с венгерского завода (заодно увеличив его загрузку), а деньги лучше вложить в более перспективный рынок.

В США, кстати, дела у Suzuki еще хуже, чем в России: по данным Automotive News, в июле продажи легковушек японской марки упали на 56,7% до 3507 штук (более глубокое падение в Штатах показали только безнадежные Hummer и Saturn). Зато в Индии Suzuki чувствует себя прекрасно. СП Maruti Suzuki принадлежит половина индийского автомобильного рынка. В 2007 г. Suzuki впервые в своей истории продала больше автомобилей в Индии, чем на своей родине – в Японии. В июле продажи Maruti Suzuki выросли на 33,4% по сравнению с годом ранее – до 78 074 машин, а чистая прибыль в апреле – июле выросла на 25,3%. И вот результат: Suzuki Motor объявила о том, что вложит $312 млн в центр по разработке новых автомобилей в Индии. За апрель – август Suzuki экспортировала из Индии 54 707 машин.