Правительство ведет "АвтоВАЗ" к пропасти

«У предприятия есть хорошие перспективы»

Игорь Шувалов, Первый вице-премьер РФ

Кого пытается обмануть наше правительство, заявляя устами первого вице-премьера о хороших перспективах «АвтоВАЗа»? Или оно уже само верит тому, что рассказывают по государственному телевидению? Ведь достаточно просто взглянуть на доходы и расходы «АвтоВАЗа», чтобы понять, что при его нынешней структуре у ВАЗа вообще нет никаких перспектив.

Перед новым руководством «АвтоВАЗа» стоят три неотложные задачи, решить которые следовало еще позавчера: радикально сократить численность сотрудников, для которых нет и в ближайшие годы не предвидится работы; избавиться от социальной сферы и коммунального хозяйства; реструктурировать долги. Оздоровив таким образом бизнес, надо найти где-то деньги на инвестпрограмму и запустить в производство новый модельный ряд. Я лично продолжаю пребывать в числе тех оптимистов, которые считают, что в этом случае у «АвтоВАЗа» еще сохраняется шанс выжить. Если этих реформ не провести – неминуемая смерть и заводу, и городу в его нынешнем виде.

Ни на зарплату лишним работникам, ни на содержание социальной сферы, ни на оплату кредитов у «АвтоВАЗа» при нынешних продажах попросту нет денег. При строительстве ВАЗа не предполагалось, что у него будут какие-то конкуренты, и масштабы предприятия таковы, что оно не может быть прибыльным при продажах менее 600 000 машин в год. В этом году «АвтоВАЗ», выпускавший в лучшие годы более 700 000 автомобилей, продаст около 300 000 машин (учитывая, что 100 000 оставались нереализованными с прошлого года). И прогнозы на ближайшие годы столь же неутешительны – нет у россиян денег и не появится: кризис все не кончается, как ему ни приказывай. А конкуренция растет – иностранные автозаводы продолжают строиться. Вместо двух смен «АвтоВАЗ» перешел на работу в одну, и та загружена менее чем на 70%. Но качество собираемых машин – при том что рабочие совсем не напрягаются – ничуть не улучшилось! И вместо того чтобы позволить новому руководству «АвтоВАЗа» уволить неэффективных работников и разработать стимулы для тех, кто хочет много и хорошо работать, правительство устами Шувалова заявляет: «Все это вранье, никаких увольнений не будет». То есть говорит тунеядцам и разгильдяям с «АвтоВАЗа»: «Продолжайте в том же духе, вас никто не тронет». Вместо реальных сокращений правительство предлагает перевести 5000 уволенных с «АвтоВАЗа» в специальную компанию при «АвтоВАЗе», которая займется... перевооружением производства. Сложно всерьез полемизировать с таким решением, поэтому я просто процитирую читателя с сайта «Ведомостей»: «Сокращать будут лучших работников или худших? Если худших – они вам намодернизируют; если лучших, то это, безусловно, войдет в учебники бизнеса».

По словам экспертов автопрома, с которыми мне доводилось общаться, включая топ-менеджмент и акционеров «АвтоВАЗа», необходимая численность сотрудников ВАЗа при нынешних объемах производства – 40 000–50 000 человек. Остальное, как это ни страшно звучит, – балласт, который тянет весь корабль ко дну. «АвтоВАЗ» хотел сократить всего около 30 000 человек из 102 000. Правительство не позволило – должно быть, испугалось социального взрыва. (Или конкретные люди в государственных структурах, «давно работающие в энергетике» и других отраслях, придумали, как правильно распорядиться очередными миллиардами госпомощи, которые направят «АвтоВАЗу»?) Хотя группа ГАЗ объявила о сокращении 36 500 человек – вы слышали про социальный взрыв в Нижнем Новгороде? (Я знаю, что население Нижнего вдвое больше, чем Тольятти.)

«АвтоВАЗ» должен заниматься своим делом – производить качественные автомобили и продавать их с прибылью; государство – своим. То есть обеспечивать переобучение и, возможно, переезд высвобождающимся работникам. Забрать у «АвтоВАЗа» коммунальное хозяйство и социалку (для этого увеличив финансирование Тольятти, который больше многих областных центров РФ, но бюджетируется как обычный город). Помочь в рефинансировании долгов – если государство действительно верит в светлое будущее «АвтоВАЗа». С тем чтобы оздоровившееся предприятие смогло привлечь деньги на разработку и запуск в производство новых автомобилей.

Вместо этого государство вновь хочет выделить деньги («АвтоВАЗ» просит уже 70 млрд руб.) черной дыре, которой является «АвтоВАЗ» в его нынешнем виде. И которые растворятся без малейшего эффекта для будущего предприятия, как растворились 25 млрд руб., выделенные весной этого года (между прочим, годовой фонд оплаты труда «АвтоВАЗа»).

А еще государство затеяло не очень приличную игру, напоминающую шантаж, с французским акционером «АвтоВАЗа»: «Что, заплатили $1 млрд за блокпакет? Теперь надо еще технологии внести в счет допэмиссии. Да неплохо бы еще и деньгами помочь на их внедрение». Надо полагать, получив эти технологии, «АвтоВАЗ» всем стотысячным кагалом набросится на них «с лопатами и вилами, денечек покумекает и выправит дефект» – быстро и успешно внедрит.

Когда я в последний раз виделся с Карлосом Гоном, в июне этого года, президент Renault при разговоре об «АвтоВАЗе» грустнел: «Сегодня за $1 млрд в автопроме можно заключить гораздо более привлекательную сделку, чем купить 25% «АвтоВАЗа». Ранее я несколько раз встречался с французскими специалистами, которых Renault послал на «АвтоВАЗ», – они были полны энтузиазма. Сегодня многие из них вернулись домой. Так что я, призывавший когда-то на этой полосе продать «АвтоВАЗ» компании Renault, совсем не удивлюсь, если после демарша Шувалова французы решат не участвовать в допэмиссии: зачем превращаться в дойную корову предприятия с непонятными перспективами, лучше сразу зафиксировать убытки и начинать работать без оглядки на непредсказуемого партнера.

А у «АвтоВАЗа» остается всего 3–5 лет на то, чтобы запустить в производство новый, современный модельный ряд. Потому что нынешний кризис в отличие от кризиса 1998 г. глобальный, он затронул экономику всего мира, и во всех странах (за исключением одной, которая по-прежнему гордится, что когда-то она занимала 1/6 часть суши) промышленность ускоренно модернизируется. Это значит, что через 3–5 лет глобальные автоконцерны, вынужденные сегодня радикально сокращать затраты, выведут на рынок по-настоящему дешевые и качественные автомобили. И «АвтоВАЗ» уже не спасет никакая госпомощь и никакие пошлины, потому что эти автомобили будут производиться на российских заводах этих автоконцернов. Вот тогда-то в Тольятти и случится настоящий социальный взрыв. Остается надеяться, что здравый смысл в вертикали власти, которая вроде бы собирается править долго, возобладает. Иначе следующую правительственную инспекцию «АвтоВАЗа» придется проводить с вертолета или в сопровождении полка ОМОН.