Очередь на перерегистрацию уставов ООО – портрет среднего класса

Российские социологи и политологи давно спорят об экономически активном среднем классе – есть ли он, какой он и т. д. Уникальную возможность для ученых наконец изучить эту часть общества и составить портрет типичного представителя предоставила Федеральная налоговая служба. Российский средний класс стоит сейчас в одной огромной очереди на перерегистрацию ООО.

В Москве тысячи директоров и главных бухгалтеров средних и малых компаний по восемь часов стоят на улице в очереди в налоговую инспекцию № 46 (см. также статью на стр. А3). Согласно поправкам в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» компании, зарегистрированные до вступления поправок в силу 1 июля 2009 г., должны перерегистрироваться к 1 января будущего года. Неуспевшим налоговики грозят прекращением деятельности через суд. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Николай Мельников уверял в интервью СМИ: «Мы перерегистрируем все организации, даже припозднившиеся». Однако напуганные неясно прописанной нормой закона и привыкшие к постоянным изменениям правил игры бизнесмены выстроились во всероссийскую очередь. Нельзя сказать, что они тянули до последнего, – многие пытались перерегистрироваться еще летом, но тогда налоговики были не готовы.

Эта очередь – наглядная иллюстрация заботы властей о малом бизнесе. Административных барьеров стало меньше, значит, очередь к ним надо занимать раньше. А без очереди – дороже.

Ажиотаж вокруг перерегистрации помогает юридическим фирмам. В столице они готовы перерегистрировать ООО по цене от 12 000 руб. (за эти деньги юристы готовят изменения в устав, а курьеры занимают очереди с ночи) до 18 000 руб. и выше (документы под ключ и проход в инспекцию без очереди).

Предприниматели шутят, что это часть антикризисного плана поддержки отечественного юридического бизнеса и нотариата.

В России в «одно окно», как правило, выстраиваются две параллельные очереди, одна из которых ведет в дверь за углом. Заявителю, будь это предприниматель или простой гражданин, заинтересованному в получении госуслуги, предлагают альтернативу – многократно и безуспешно пытаться получить ее бесплатно или заплатить.

Кое-что из последнего. Столичные бизнесмены рассказывают, что налоговики навязывают перевод на электронную отчетность всем компаниям, хотя по закону это должны делать только фирмы, где работает более 100 человек. Программы передачи данных в Москве устанавливают только две фирмы, установка и годовое обслуживание стоят 20 000 руб.

С конца 2008 г. усложнилась система сертификации продукции в Роспотребнадзоре. Чтобы получить гигиенический сертификат, нужно получать документы на производство и на технические условия, каждый из которых обходится небесплатно. Ежегодные расходы на сертификацию на одну компанию в 2005–2009 гг., по расчетам экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, выросли с 25 000–30 000 руб. до 100 000 руб.

По плану административной реформы на 2006–2010 гг. издержки малого бизнеса на преодоление бюрократических барьеров должны были снизиться с 8% выручки в 2004 г. до 5% в 2008 г. и 3% в 2010 г. Согласно программе развития малого и среднего предпринимательства до 2012 г., разработанной Минэкономразвития, уровень в 5% планируется достигнуть в 2010 г., а 3% – в 2012 г. По расчетам экспертов, кризис лишь увеличил издержки бизнеса до 9–10%.

Конечно, не стоит всякий раз подозревать чиновников в стяжательстве. Часто получателям государственных услуг приходится платить за их головотяпство. Необходимость принятия административных регламентов давно обсуждается, но пока что мы не имеем возможности призвать чиновников к ответственности за некачественную или несвоевременную услугу. Кстати, у ФНС есть внутренний регламент (утвержден приказом Минфина). Интересно, будут ли оргвыводы, а еще лучше – компенсации представителям российского среднего класса, вынужденным потратить день на стояние в очереди. А могли бы экономику развивать.