Чиновники боятся взяться за проблемы моногородов

Правительство, похоже, занялось самыми сложными проблемами страны, решение которых в любом случае не будет популярным. Но не знает, как об этом говорить, чтобы не вызвать социальных взрывов. И не очень понимает пока, получится ли эти проблемы решить.

В первую очередь это касается моногородов. Долгое время на них вообще не обращали внимания. Затем премьеру Путину пришлось лично и вручную решать конфликт в Пикалево, а президент Медведев пригрозил проблемами губернаторам, которые допустят подобные конфликты на своей территории. Этот метод оказался ожидаемо неэффективным: искусственная производственная цепочка в Пикалево все время рвется, и даже специальный оперативный штаб при Минпромторге не может ее соединить. У губернаторов же и того ресурса нет, поэтому моногорода продолжают хиреть.

В правительстве все-таки начали писать программу развития моногородов. Занимается этим Минрегион при участии Минэкономразвития. Выяснилось, что несколько городов, видимо, придется закрывать, а людей переселять. Чиновники говорят об этом редко, с неохотой, разное. В условиях информационного вакуума слова Эльвиры Набиуллиной в репортаже Financial Times становятся одной из главных российских новостей (см. статью на стр. А3).

Еще ярче эти противоречия видны в деле «АвтоВАЗа». То мы сокращаем 36 000 работников, то 27 000, то не более 5000, то опять 20 000, то «это не сокращение, а перепрофилирование». То признаем бесперспективность завода, то видим «блестящие перспективы».

Экономическая необходимость жесткой реструктуризации неэффективных градообразующих предприятий осознана чиновниками. Но им очень страшно. Пугают не только возможные социальные последствия, но и масштаб необходимой системной работы. От того, что ты скажешь, зависит не только реакция населения, но и твои аппаратные перспективы и размер бюджета под твоим управлением. Все это, конечно, не добавляет эффективности работе. Но хорошо, что она началась.