"Северный" и "Южный" потоки "Газпрома" стоят дорого, а продаж газа не увеличат

Чем ближе Новый год, тем больше обеспокоенность европейцев газовыми проблемами. В понедельник Россия и Евросоюз подписали меморандум о механизме раннего предупреждения конфликтных ситуаций в энергетике – предполагается, что теперь в случае отключения газа Россия сначала предупредит Европу. Позавчера тема поставок газа обсуждалась на энергетическом форуме в Будапеште, вчера – на саммите Россия – ЕС в Швеции. Вчера же в Брюсселе собиралась координационная группа Евросоюза по газу, главный вопрос повестки дня – готовность к зиме.

Просто поразительно, как буквально двумя движениями рубильника (в 2006 и 2009 гг.) Россия экспортировала в Европу отечественную коммунальную традицию подготовки к зиме.

Но, может быть, эти отключения в конечном итоге сыграют в нашу пользу? Ведь официальная российская позиция состоит в том, что в отключениях виноват транзитер – Украина. И в целях минимизации «украинского» риска мы построим два новых газопровода – Nord Stream и «Южный поток». Согласование обоих проектов в последнее время сильно продвинулось. В октябре и ноябре согласие предоставить свои территориальные воды для Nord Stream дали Дания и Швеция, до конца года ожидается согласие Финляндии. В прошлую субботу к «Южному потоку» присоединилась Словения, закрыв сухопутный участок газопровода (ранее согласие на строительство газопровода дали Болгария, Сербия, Венгрия и Греция). Осталось получить добро от Турции на строительство морского участка.

То есть Европа, немного поупиравшись, вроде бы согласилась на российский вариант диверсификации поставок газа (трубы новые, поставщик старый), поставив под сомнение проект газопровода Nabucco. Блестящая победа российского (газового) оружия? Это как посмотреть.

В этом году европейцы ощутили кроме ненадежности российских поставок газа их дороговизну. Благодаря инерционной газпромовской схеме ценообразования в долгосрочных договорах российский газ в начале года был значительно дороже газа из Норвегии или сжиженного природного газа из Египта и Катара. Сейчас цены «Газпрома» снизились, но дешевеет и СПГ, и сланцевый газ, потому что постоянно снижается их себестоимость.

В долгосрочной перспективе российский газ дешевле не станет. Стоимость газопроводов «Южный поток» и Nord Stream – 25 млрд евро и 7,4 млрд евро. На европейской территории «Газпром» разделит инвестиции пополам с партнерами. Но это не все – ведь «Газпрому» придется построить подводящие газопроводы и другую инфраструктуру на российской территории.

Дополнительной нагрузкой для европейских потребителей может быть переплата в случае невыбора контрактных объемов газа (принцип «бери или плати»). В последнее время СМИ поднимали тему штрафов для Европы и Украины, и позиция «Газпрома» была нечеткой. По контракту вроде бы надо деньги взыскать, но на европейском рынке это ухудшит позиции «Газпрома», а на Украине президентские выборы, и тут вопрос оплаты газа и штрафов Россия решает исходя из политических мотивов. Еще один важный момент: увеличение транспортных мощностей «Газпрома» не связано с ростом экспорта. Главная цель – диверсификация поставок. «Газпром» говорит, что восстановит в 2010 г. докризисный объем экспорта (около 160 млрд куб. м) – но это по договорам. В реальности европейцы возьмут меньше, и придется опять решать вопрос с компенсациями. Долгосрочные прогнозы потребления в Европе сильно расходятся: в 2020 г. 700 млрд (по мнению «Газпрома») и 542 млрд куб. м (по мнению Международного энергетического агентства).

Соглашение о «раннем предупреждении», наверное, можно рассматривать как новую услугу потребителям. Но оно не спасет от самих отключений, решения о которых к тому же принимаются довольно импульсивно. В конечном счете, построив две новые трубы, «Газпром» рискует продать газа меньше, чем сейчас.