Кавказская политика и Хлопонин

Два главных вопроса все задают сегодня: почему именно Хлопонин стал полпредом и почему надо было создавать отдельный федеральный округ - не проще ли было отдать ему весь Юг России. Или все оставить как есть.

Но последнее, как теперь понятно, не осуществимо: возникала территория двойного подчинения, при этом почти равнозначного. То есть Кавказ был бы и под полпредом президента Владимиром Устиновым, чей пост приравнен во властной иерархии к вице-премьерскому. И под полпредом президента, вице-премьером Александром Хлопониным. И это не считая губернаторов, президентов и президента России, которые тоже непосредственно руководят республиками.

Можно было, конечно, отдать Хлопонину весь Южный округ. Но тогда терялся смысл реформы, анонсированнной в послании президента: сделать специального начальника над Кавказом. А также преждевременно провожать на пенсию родственника Игоря Сечина Устинова.

А история у такого проекта давняя, еще с 1920-х гг: в 1924 г. был образован Северо-Кавказского край в СССР для оперативного управления регионом, где регулярно вспыхивали антисоветские восстания. Он объединяла территории нынешних северо-кавказских республик, Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области. То есть всего Южного округа за исключением нынешних Волгоградской и Астраханской областей.

Лучшего чем Хлопонин менеджера из губернаторов Медведева было не найти: губернатор опытный, но еще молодой, государственный управленец, но с бизнес-опытом, не человек Путина, но и не человек Медведева. А к тому же давний друг самого богатого россиянина, члена любимой президентской комиссии по модернизации Михаила Прохорова.

Наместник приятный во всех отношениях.

Другое дело, принесут ли толк все эти внешне умные и приятные мероприятия, понимают ли подчиненные Медведева Кавказ лучше, чем подчиненные Путина. Регион бурный и активный, горы молодые. Скоро увидим.