Учителям не достаточно только доплатить

Качественное высшее образование невозможно без улучшений в средней школе. В год учителя государство намерено материально стимулировать лучших действующих педагогов и привлечь в школу молодых талантливых учителей. Дмитрий Медведев на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике пообещал в 2010 г. дополнительно выделить на модернизацию общего образования 15 млрд руб. Важно, чтобы дополнительные средства пошли на повышение зарплат лучшим учителям. Вероятно, этому поможет повсеместное введение новой системы оплаты труда. Сейчас пилотные проекты, когда учителям доплачивают не за отработанные часы, а за успехи детей в учебе, спорте, творческие и общественные достижения, работают в 31 регионе. Часть педагогов недовольны расслоением в собственной среде. Но там, где критерии распределения надбавок прозрачны и понятны, учителя ропщут меньше. Тысячи педагогов благодаря новой системе оплаты получили не только ощутимую (в 1,5–2 раза) прибавку к зарплате. Они почувствовали самоуважение и вкус к преподаванию по новым моделям. Важно, чтобы в ходе ее повсеместного распространения местные чиновники не оценивали учительский труд только по четвертным и годовым отметкам и результатам ЕГЭ и не превратили школу в конвейер.

Еще один шаг в правильном направлении – государственные гранты для молодых учителей. По словам министра образования Андрея Фурсенко, 1000 лучших студентов, которые чувствуют призвание педагога и хотят работать в школах, получат по 250 000 руб. в год. Это немного, но достаточно, чтобы молодой специалист в среднем регионе не сбежал из школы из-за безденежья и не чувствовал себя ущербным. Впрочем, уравнять учительскую зарплату со среднестатистической недостаточно. Престиж педагогической профессии в России сейчас невысок: лишь 4% опрошенных «Левада-центром» хотели бы видеть своих детей и внуков учителями. Уважение к педагогам снова нужно воспитывать. Учителей нужно награждать, снимать о них фильмы и приглашать на телевидение.