Как расценивать заявления Медведева по БЦБК

Комментируют политологи Михаил Виноградов и Алексей Макаркин.

В четверг на президиуме Госсовета президент Дмитрий Медведев заявил, что Байкальск «фактически не нуждается» в БЦБК, «будущее Байкальска — в альтернативных производствах и туризме». Это идет вразрез с планами премьер-министра Владимира Путина о перезапуске комбината и возобновлении сбросов в озеро Байкал.

Насколько заявления президента Медведева выходят за рамки тандема?

Комментирует президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов:

Пока нет признаков того, что отношения между Медведевым и Путиным переходят в конфликтную фазу, но правила игры, наверное, скорректировали. Все-таки потенциал компромисса в рамках тандема остается довольно большим. Слова Медведева про БЦБК можно рассматривать как реакцию на серию поражений «Единой России» в Иркутской области. Сегодня мы наблюдаем определенную реанимацию повестки дня, будь то шахтеры или экология. Появилось понимание, что на эту повестку дня нужно реагировать, чего часто не было во время президентства Путинa. Реакция эта сравнительно мягкая, т. е. Медведев не берет на себя последнего слова, но коридор его самостоятельности в рамках тандема, конечно, вырос.

Комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

Это просто два разных подхода с разными основаниями. Президент демонстрирует собственную позицию, в том числе и по вопросам экологии. Это важный вопрос для аудитории, ориентированной на западные ценности, на поддержку которой рассчитывает Медведев. Что касается Путина, то он ориентируется на другие социальные группы, для которых важнее сохранить рабочие места. Как, например, работников целлюлозно-бумажного комбината переориентировать на работу в секторе туризма? Это непростая управленческая задача.

При этом Медведев всячески стремится подчеркнуть свою самостоятельность, потому что он, очевидно, не исключает возможности участия в выборах. По целому ряду вопросов он активно употребляет термин «модернизация» и надеется на качественное переустройство системы, в отличие от Путина, который воспринимает модернизацию инструментально.