Страна завышенных цен

Второй процесс связан с постоянным выводом активов из любых (даже не слишком эффективно работающих) компаний. Это происходит через начисление дивидендов (например, в 2008 г. почти все российские «олигархические» компании начислили дивиденды, превышавшие чистую прибыль по итогам года) и выдачу ссуд предприятиями в пользу управляющих компаний. Рецидивы встречаются и сегодня – недавно Олег Дерипаска предложил акционерам ГМК «Норильский никель» выплатить дивиденды за 2009 г. из расчета 115% чистой прибыли, но на этот раз предложение было отвергнуто. Искусственное ограничение оборотных средств ведет к повышению цен и привлечению займов и кредитов (сегодня средняя сумма заимствований крупнейших российских компаний достигает 60–65% от выручки, тогда как в Европе для промышленного сектора составляет 18–19%), проценты за обслуживание которых дополнительным грузом ложатся на себестоимость продукции. Распространенная практика реализации товаров через посреднические компании (чего стоит один только Gunvor) также снижает официальную выручку крупнейших корпораций и требует повышения цен и продолжения политики наращивания дорогостоящих заимствований.

Каковы же причины безудержного роста цен и издержек в российской экономике? На наш взгляд, они в конечном счете сводятся к поведению российской элиты, предпринимательской и чиновничьей. В нашей экономике в последние годы идут два параллельных процесса: повышения издержек как средства увеличения доходов менеджеров и чиновников и вывода прибылей собственниками, требующего повышения цен на соответствующую продукцию для обеспечения минимального уровня инвестиций. На них накладываются специфически российские проблемы: «коррупционный налог» и стремление властей помочь отечественным производителям за счет потребителей.

Первый процесс принимает разнообразные формы – от завышения цен на строительные работы и услуги поставщиков до роста официальных доходов управленцев. Строительство сплошь и рядом ведется аффилированными с заказчиком компаниями. Закупка оборудования осуществляется через посредников. И это происходит потому, что в России доходы управленцев любого уровня больше зависят от организации движения денежных потоков, чем от результата деятельности компании. Если во всем мире менеджер – это высокооплачиваемый служащий, то в России – индивидуальный предприниматель, и снижение издержек для него эквивалентно урезанию собственных доходов. При этом растут и официальные зарплаты управленцев. Работающие в России западные предприниматели отмечают, что зарплаты работников в стране меньше европейских на 40–60%, а вознаграждение менеджеров – выше в 1,4–1,9 раза. Официальные данные по крайней мере по половине из top-100 отечественных корпораций указывают: затраты на управленческий персонал превышают весь остальной фонд оплаты труда (в 2008 г. в компании «Русал Красноярск» – на 10%, на «Уралкалии» – на 13,9%, на «АвтоВАЗе» – на 29%). Кроме того, значительную нагрузку на себестоимость создает вознаграждение управляющих компаний: в первой половине 2009 г. средний доход каждого штатного сотрудника ХК «Металлоинвест» превышал зарплату рабочего предприятий холдинга в 29,9 раза; на злополучной «Распадской» услуги УК «ЗАО «Распадская угольная компания» оценивались в 2% от... балансовой стоимости активов шахты на последнюю отчетную дату в год. Ситуация схожа во всех отраслях.

Все это дополняется «коррупционным налогом», оценить который весьма сложно, но который составляет не менее 10–15% себестоимости продукции и работ практически в любой отрасли промышленности, а в строительстве он традиционно еще выше. Свой вклад вносит и торговля, услуги которой тоже не назовешь дешевыми и стоимость которой также растет (так, только за один 2008 год управленческие расходы в сети «Седьмой континент» выросли на 23,1%, в «Дикси» – на 42,7%, а в «Магните» – на 50,0%).

В завершении следует отметить, что правительство санкционирует рост издержек и своей политикой «поддержки отечественного производителя». Пошлины на импортные товары помогают нашим промышленникам подтягивать цены не к реально существующим на мировых рынках, а к ценам импортных товаров на российском рынке. Свою роль играет и ориентация производителей на отдельные сегменты рынка, в основном на цены, складывающиеся в крупных городах, с последующей проекцией их и на остальные территории Российской Федерации. В итоге оказывается, что практически никто в нашей экономике реально не заинтересован в снижении издержек и цен.

Ситуация с издержками в российской промышленности вопиет о необходимости модернизации даже сильнее, чем сырьевая зависимость нашей экономики или убогая система государственного управления. Говоря о модернизации, не следует увлекаться мечтами ни об информационном прорыве, ни о демократическом «желаемом завтра». Главная задача российской модернизации – остановить нарастающий вал издержек, поставить наконец на место отечественных производителей, производящих отсталую продукцию и изощренные схемы вывода доходов. Пример Советского Союза показывает, к чему может привести такое попустительство. Напротив, пример Соединенных Штатов демонстрирует, что, если целью становится защита «отечественного потребителя», в обществе расцветают конкуренция и технический прогресс, причем результаты этого прогресса с каждым годом становятся все дешевле. Наша модернизация будет успешной, только если она станет средством выхода из состояния «издержавшейся страны» и открытия пути к эффективной цивилизованной экономике.

Автор – директор Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль»