Удушливое лето

Нынешнее удивительное лето будет долго помниться жуткими метеорологическими достижениями, но еще у него наверняка будут медицинские последствия. Июль – по данным московского здравоохранения – стал рекордным по смертности, а август – по длительности воздействия вредных веществ: значительное превышение ПДК угарного газа и других продуктов горения непрерывно продолжалось свыше ста часов, до середины дня понедельника.

Обычно медики говорят, что ПДК – не очень хороший индикатор состояния окружающей среды, потому что рассчитывается для каждого вредного вещества отдельно и, следовательно, не учитывает совокупного эффекта от воздействия сразу нескольких ядов. Однако, когда ПДК превышена сразу по всем продуктам горения, да еще в разы, о всяких тонкостях можно позабыть.

А вспомнить, что длительное воздействие даже небольших количеств угарного газа несет весьма тяжкие последствия. Как известно из физиологии, угарный газ занимает место кислорода в гемоглобине и, таким образом, клеткам организма становится трудно или даже нечем дышать. Причем соединение угарного газа с гемоглобином гораздо более прочное, чем с кислородом, так что даже короткое воздействие угарного газа запоминается организму надолго, что уж говорить о 100 часах! Недостаток кислорода особенно пагубен для мозга и сердца, которые у россиян и так обычно не в лучшем состоянии. Другие продукты горения ничем не лучше: они все – канцерогены. Так что приходится, увы, ожидать ухудшения едва наладившейся демографической ситуации.

Конечно, пожары – Божья кара. Но лично меня не оставляет ощущение, что власти – и региональные, и федеральные – не все тут сделали, что могли бы. Когда месяц стоит такая дикая, рекордная жара, последнему шатурскому ежику должно быть понятно, что торфяники рано или поздно задымят. Велась ли какая-то профилактическая в связи с этим работа? – непонятно; мы ничего о такой работе не слышали. Зато аврал, который всегда сопровождает ликвидацию последствий любой уже случившейся беды, гораздо более телегеничен, нежели неторопливая ежедневная предупредительная деятельность: одно дело – мужественные герои, среди которых выделяются первые государственные лица, в огне и в дыму, и совершенно другое – обычные лесники, чего-то там перекапывающие при помощи трактора и русской народной лексики. Но суровая правда состоит в том, что лесники – надежней.