Пресса должна раскрывать секреты

Газета «Нью-Йорк таймс» 13 июня 1971 г. начала публикацию серии материалов, основанных на собранном по указанию еще министра обороны Роберта Макнамары 47-томном досье о войне во Вьетнаме. Уже спустя три дня публикации были приостановлены – правительство США сочло, что обнародование материалов, которые вошли в историю как The Pentagon Papers, наносит невосполнимый ущерб интересам национальной безопасности. В судах представители «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», газеты, которая тоже присоединилась к публикациям, доказывали, что собранные Пентагоном материалы относятся к сфере общественного интереса. 30 июня 1971 г. Верховный суд США шестью голосами против трех вынес решение в пользу газет, сославшись на первую поправку к конституции США о свободе прессы.

История повторилась почти буквально 39 лет спустя, когда сайт WikiLeaks начал публикацию 91 000 документов по военным действиям США в Афганистане. Реакция сегодняшнего Пентагона сильно напоминала реакцию того же ведомства времен Ричарда Никсона – вплоть до текстуальных совпадений. Аргументы WikiLeaks почти в точности повторяют линию защиты двух крупнейших общенациональных газет. Правда, публикация 15 000 документов отложена – именно потому, что эксперты сайта проверяют их на возможность нанесения ущерба тем самым интересам национальной безопасности. Представители Пентагона, как и подобает настоящим солдатам, от сотрудничества с сайтом решительно отказываются, требуя удалить все материалы.

Споры о национальных интересах и интересах общества разгораются с интенсивностью подмосковных пожаров.

Надо отдать должное Бараку Обаме: он сразу заявил, что документы ничего нового для понимания ситуации в Афганистане не добавляют – возможно, он как раз и вспомнил об истории почти 40-летней давности или просто счел бессмысленным подогревать скандал. Хотя вряд ли ему близка аргументация судьи Верховного суда Хьюго Блэка, который, выступая в прениях, заметил, что газеты своими публикациями справедливо останавливают правительство от того, чтобы «направлять людей в отдаленные земли, где они умирают от местных лихорадок, пуль и снарядов».

В передовице «Нью-Йорк таймс», опубликованной после решения Верховного суда, говорилось о противоречии в понимании национального интереса и национальной безопасности. Общественный интерес не измеряется секретными инструкциями, писала «Нью-Йорк таймс», а затруднения отдельных официальных лиц не приравниваются к проблемам конституционной системы США.

То есть не надо путать свою шерсть с государственной. Не надо считать, что государственный интерес, т. е. интерес чиновников и высших должностных лиц, равен общественному интересу. Пресса работает на общество, а не на государство. Свобода прессы – это не только свобода «для», но и свобода «от» – от пресса правительства.

Постсоветская пресса не прошла испытаний аналогом секретного досье Пентагона и не дала миру истории, равной расследованию Уотергейтского скандала. Поэтому достоверно не известно, касается ли все вышесказанное российских СМИ...