Обсуждение ради обсуждения

Рашид Нургалиев провел видеоконференцию с подчиненными по поводу законопроекта «О полиции» и его обсуждения в интернете. Начальник правового департамента Валерий Черников доложил министру, что поступило более 15 000 предложений, оценок и суждений, касающихся нового закона, но «в целом законопроект поддерживают абсолютное большинство граждан» (цитата по «РИА Новости»). Министр, в свою очередь, подчеркнул: «Впервые в истории нашей страны происходит всенародное обсуждение, до этого у нас была только Конституция нашей страны [вынесена на общественное обсуждение]».

Пафос милицейских руководителей вызывает сомнения. Какое всенародное обсуждение, если оно проходит только в интернете? Какая поддержка абсолютного большинства, если в своих предложениях, оценках и суждениях граждане призывают практически переписать законопроект, а ряд статей называют неконституционными? Результатов больших соцопросов о законопроекте пока нет, но, например, исследование сайта Superjob.ru (1800 респондентов во всех округах) показало, что 57% против переименования милиции в полицию.

Обсуждение ради обсуждения становится популярной бюрократической процедурой. Президент велел – приходится делать. Мало того что МВД само себя реформирует (по большому счету ничего не меняя), так оно еще само себя убеждает, что абсолютному большинству граждан это нравится – а значит, если рассуждать логически, и менять ничего не надо.

Формальное обсуждение как навязываемая сверху процедура похоже на конкурсы при госзакупках или декларации о доходах высокопоставленных чиновников. Правда, нарушение конкурсных процедур хотя бы подсудно, а ложь в декларациях теоретически может повредить карьере. Оценить использование общественного обсуждения крайне сложно. В российском законодательстве предусмотрены общественные обсуждения градостроительной документации и проектов застройки, общественные слушания по важным вопросам жизни муниципалитетов. Но эти слушания все равно не имеют прямой силы.

С момента обнародования законопроекта «О полиции» прошло слишком мало времени, за этот срок невозможно провести кропотливую работу по юридической оценке и учету критики. Но мы надеемся, что она все-таки будет проведена и результатом станет новый текст закона, а не имитация всенародной поддержки.