Снос ларьков добавляет новые детали к портрету Собянина

Новому московскому мэру нравится, когда подведомственная территория хорошо просматривается.

Безжалостный снос сотен придорожных киосков начался с того, что Сергей Собянин побывал у станции метро «Улица 1905 года», где торговые палатки загораживали ему вид на памятник народным героям. А вчера мэр пообещал снести все бетонные заборы в городе, заменив их на прозрачные: «Нечего там за бетонным забором скрывать свои безобразия».

За три недели своего пребывания в новой должности Собянин успел сделать немало радикальных заявлений вроде этих. И хотя, приступая к делам, он говорил, что не имеет «цельной программы [развития Москвы]», а имеет только «видение проблем, опыт и знания», очевидно, что новый мэр собирается войти в историю как победитель пробок. Это гвоздь его отсутствующей программы.

Сегодня Собянин обещает опубликовать на сайте правительства Москвы план решения транспортной проблемы. Один из пунктов плана, например, – запрет строительства торговых и офисных комплексов в пределах Третьего транспортного кольца. Под вопросом перспективы проекта «Москва-сити». То есть ради великой цели новый мэр не боится ссориться и с крупными девелоперами, и с инвесторами. Что уж говорить о жалких владельцах киосков!

Если Собянину действительно удастся разгрузить московские магистрали, жертвы преобразований скорее всего будут забыты: победителей не судят. Октябрьский опрос ВЦИОМ показывает, что транспортная проблема волнует 42% москвичей – больше, чем миграция, безработица и экология, вместе взятые, – и именно пробки участники опроса называют самым большим промахом предыдущего мэра Москвы.

Но кавалерийская атака на торговые палатки, развернувшаяся в эти дни на улицах города, добавляет много важных деталей к портрету Сергея Собянина.

Деталь первая: он готов действовать силой ради быстрого результата.

Возможно, ларьки и правда мешают дорожному движению (хотя эксперты в этом сомневаются), не исключено, что многие из них незаконно подключены к электросетям, не имеют разрешительной документации, не платят налоги и не соблюдают санитарные нормы.

Но, во-первых, по свидетельству предпринимателей, сносили даже те палатки, у которых все документы были в порядке.

А во-вторых, по каждому из этих нарушений есть законная процедура их устранения, во многих случаях предполагающая судебное решение. Расторгайте договоры аренды земельных участков, платите компенсации, дайте время на прекращение трудовых отношений с персоналом и время на демонтаж и вывоз товара. Но кто же будет месяцами судиться с 600 владельцами киосков, если можно просто выселить их в 24 часа?

Деталь вторая: Собянин не боится восстанавливать против себя не только армию мелких предпринимателей, но и армию чиновников и милиционеров, кормившихся на этой торговле. Всех тех людей, кто выдавал липовые разрешения, «крышевал» киоски и закрывал глаза на антисанитарные условия, получая за это регулярный доход.

Смелость градоначальника похвальна, наступление на коррупцию вызывает уважение. Правда, есть вероятность, что из-за этой встряски произойдет банальная смена собственников и «крыш», а также повышение размера взяток.

Деталь третья: новый мэр симпатизирует состоятельной части москвичей, которые ездят на автомобилях и могут себе позволить питаться в ресторанах. Приезжие и низкооплачиваемые жители города, которые работают в ларьках, ездят на метро и питаются фастфудом, расположением нового мэра не пользуются. Их можно оставить без работы и дешевой еды. А если они уедут из Москвы – туда им и дорога. В конце концов, они вряд ли ходят на выборы.

Порадует ли мэра то, что он увидит за прозрачными заборами, – вопрос. Сам он в последние дни стал более прозрачным, но менее симпатичным.