«Газпром» для внутреннего пользования

E.On продала всю свою долю в «Газпроме» - 3,5% акций. Меньшую часть - 0,8% - уже продали на рынке, большую — 2,7% - должен купить ВЭБ. E.On выручит от продажи пакета 3,4 млрд евро. Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев уже заявил, что соглашение подписано.

Очень символичная сделка, я считаю. E.ON -Ruhrgas не просто крупный и старый акционер «Газпрома», он был проводником «Газпрома» в Европе. Они не только делали бизнес вместе с «Газпромом», но и научили наших газовиков многом секретам мирового рынка. Мне рассказывали, как в конце 90-х тогда рургазовцы привозили газпромовцев в свой офис в Эссене, показывали ситуационный центр спотовых продаж. «Вот наше будущее», - говорили рургазовцы газпромовцам. «Это нам не интересно. Длинные контракты — наше все», - смеялись газпромовцы над рургазовцами. Понятно, что немцы - бизнесмены, а не учителя никакие. И для них важнее всего — зарабатывать деньги. Немцы когда-то хотели попасть в добычу газа, обещали за это помочь «Газпрому» попасть в торговлю. В добычу они не попали, своих проблем полно, зачем держать газпромовский актив?

Да и «Газпрому» с европейцами нелегко, все портит третий энергопакет, и возрастающая сложность газового рынка. А символ в том, что иностранцам больше не нужно партнерство с нашим газовым холдингом. Оно просто не имеет смысла. Меняется мировой энергетический рынок и «Газпром», не сменив своей прямолинейной «трубнодобычной» стратегии будет медленно сдавать позиции. Медленно, конечно, слишком он большой и неповоротливый.

И совсем не символично, а просто, скажем даже, буднично и по-российски госкорпорация Внешэкономбанк покупает этот пакет. В понедельник — 29 ноября - мне удалось поговорить с несколькими людьми, которые хорошо знают дела ВЭБа. И все разводили руками: в материалах правления и решениях наблюдательного совета соглашения по пакету нет. И вообще, зачем ВЭБу этот пакет, удивлялись они. Два высокопоставленных чиновника правительства в этот день не знали, откуда ВЭБ возьмет эти деньги.

Но вот спустя сутки, 1 декабря, оказалось что решение набсовета ВЭБа уже есть и деньги (подумаешь, пара-тройка млрд евро) ВЭБ тоже нашел на непрофильный актив.

В России ничего не меняется: «Газпром»и правительство, как обычно, работают бизнес-партнерами, а ВЭБ продолжает быть карманным банком.