Будет ли переформатирован лагерь белорусской оппозиции?

От непримиримой борьбы, по мнению экспертов, оппозиция перейдет к более прагматичной

Вчера в Белоруссии прошли президентские выборы. На должность лидера государства баллотировались 10 человек, среди которых и Лукашенко. Выдвинуть свою кандидатуру на четвертый срок ему позволили внесенные в конституцию поправки. Выборы сопровождались беспорядками: собравшиеся на оппозиционный митинг на Октябрьской площади люди пошли на площадь Независимости, где находится Дом правительства, и пытались взять его штурмом, но были вытеснены ОМОНом. Лидеры и активисты арестованы, возбуждены дела об административных и уголовных правонарушениях. Каким образом это произошло и какие могут быть последствия для белорусской политики?

Юрий Шевцов, белорусский политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск): 




Практика досрочных выборов есть во многих странах, это не чисто белорусское изобретение. Это делается для того, чтобы дать возможность проголосовать тем, кто работает на режимных предприятиях, служит в армии, живет в сельской местности и т. д. В рамках досрочных выборов в Белоруссии, которые были неделю назад, проголосовало 23% населения, остальные проголосовали вчера. Комментировать заявления оппозиции о том, что результаты были подтасованы, не стоит, пока не было сделано заключения экспертов и независимых европейских наблюдателей.



Сейчас, в эти часы, в нашей стране появляется все больше информации о том, как были организованы вчерашние беспорядки. Двое из 10 кандидатов в президенты - Ярослав Романчук и Виктор Терещенко дали пресс-конференции и интервью СМИ. Терещенко говорит, что 10 дней назад было проведено совещание оппозиции, где обсуждались вчерашние беспорядки. Участники обсуждения спорили, что лучше захватить, какие объекты представляют для них наибольшую важность. Терещенко, по его заявлению, принимать участие в этом не захотел. Романчук в свою очередь заявляет, что не знал ничего о готовящихся акциях и шел на мирный митинг на Октябрьской площади. В том, что оттуда люди двинулись на площадь Независимости к Дому правительства, он прямо обвиняет трех других кандидатов — Андрея Санникова, Виталия Рымашевского и Николая Статкевича. Помимо этого на сайте белорусского отделения "Радио Свобода" висит зафиксированное обращение Рымашевского к собравшимся на митинге на Октябрьской площади Минска. В этом обращении он говорит, что из оппозиции была сформирована Народная рада, которая требует перевыборов. Для выражения своих требований они и двинулись к Дому правительства — это, чтобы было понятно, комплекс зданий, в котором сидят и правительство, и ЦИК, и другие важные госструктуры.



Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что вчерашние события в Минске были запланированы заранее. Это больше напоминает переворот, логичнее их сравнивать с событиями в Киргизии (правда, без жертв), чем с оранжевой революцией на Украине.

Все кандидаты кроме Виктора Терещенко и Дмитрия Усса – прозападные активисты. Усс вообще непонятный кандидат, предприниматель, который подался в политику и затем в ходе предвыборной борьбы поддержал оппозицию. Терещенко же позиционирует себя часто как пророссийский политик. Романчук, видимо, единственный из прозападных оппозиционеров, бывших на площади, не был арестован.

В целом, на площади забирали лидеров и активистов, обычных людей не задерживали. Всего задержано около 600 человек. Многие попали в больницы, в том числе, по некоторым данным, несколько десятков омоновцев. Большая часть митингующих — это молодежь от 14 до 25 лет. В основном студенты, интеллигентная молодежь. Их лидеры постарше. Забирали националистов, либералов, представителей НГО (негосударственных организаций), правозащитников. Также был задержан полный состав редакции оппозиционного интернет-сайта «Хартия 97». Остальных ОМОН вытеснил с площади достаточно быстро — в течение часа. Максимум, что люди сделали, – разбили стекла в Доме правительства и выломали часть дверей.



Что касается того, как будут развиваться события дальше, то уже заведено уголовное дело и все зависит от того, по какой статье оно будет квалифицировано. Вчера было заявление заместителя генпрокурора, в котором говорилось, что происшедшее - массовые беспорядки. Если такой статус подтвердится, то наказание - до 15 лет. Вряд ли арестованные лидеры оппозиции вернутся в белорусскую политику. Но при этом вряд ли будут и долго сидеть. Все-таки у нас идет процесс нормализации отношений с Европой и ссориться с Западом из-за оппозиционеров Лукашенко, скорее всего, не станет. Возможно, они уедут на Запад.



Сегодня уже идут административные суды над активистами, а вот уголовный суд над политическим лидерами будет позже. В целом случившееся приведет к полному переформатированию оппозиционного лагеря в Белоруссии. Вместо сторонников непримиримой борьбы с Лукашенко придут более прагматичные и нацеленные на демаргинализацию политики – например, такие, как Романчук.

К слову, оппозиция объявила, что будет каждый день устраивать подобные акции и сегодня на 18-19 часов запланирован очередной митинг. Так что посмотрим, что будет.


Игорь Бунин, российский политолог, президент фонда «Центр политических технологий»:

Скорее всего, это [акции оппозиции] были заранее запланированные события, так как экзитполы, проведенные независимым Международным центром маркетинговых исследований, дали совсем другие результаты. По ним Александр Лукашенко набрал только 40% голосов и вполне мог победить другой кандидат. По официальным данным, у Лукашенко 80%, а каждый из остальных претендентов набрал менее 3%. При этом еще до первого тура досрочно проголосовало 25% населения. Конечно, выборы были фальсифицированы! Логично, что в таких реалиях тоталитарного режима оппозиция готовила выступление.

Это больше похоже на оранжевую революцию, чем на Киргизию: беспорядки в Белоруссии начинались как мирная демонстрация, несмотря на разбитые стекла Дома правительства. Но белорусский режим авторитарен, и перспектив у демонстрантов никаких не было. Выступающие рассчитывали если не на сегодня, то на будущее. Запад не признал результаты этих выборов, так что с ним теперь необходимо будет как-то договариваться. Страны СНГ признали выборы, Россия – тоже, потому что с Лукашенко нам еще жить. Во всяком случае, какое-то время.

Арестованных лидеров отпустят. Они вернутся в белорусскую политику. Самый харизматичный в итоге станет лидером, но не теперь. Отсутствие лидера – это сейчас основная проблема белорусской оппозиции. Но его появление - внутренний процесс. Не надо туда вмешивать ни Запад, ни Россию. Конечно, есть международный фактор, но он не решающий.

Режим Лукашенко так или иначе скоро закончится. Он уже пошел на четвертый срок — это ненормально. Нельзя, чтобы люди так долго находились у власти. У нас и то пришел [Дмитрий] Медведев — хоть какая-то надежда на обновление. Проводились исследования о том, как долго живет тоталитарный режим. Дольше 17 лет диктатура одного человека не может нормально функционировать. Да и Лукашенко скоро станет не в том возрасте, когда возможно полностью контролировать ситуацию. Хотя такие люди сами не уходят. Зачастую они даже пытаются передать власть своим детям.

У Арнольда Тойнби есть такая мысль - чтобы стать харизматичным лидером, нужно «пройти через пустыню». То есть выпасть на некоторое время из официальных политических процессов, набраться новой информации, новых идей и вернуться уже с новой парадигмой, чтобы стать национальным лидером. Так было с Цезарем, с Лениным, с Гитлером, с Муссолини, с Ельциным. Ельцин не стал бы тем, кем он стал, если бы не провел два года в пустыне, даже если он там водку пил. Пустыней может быть что угодно, даже тюрьма, пустыня — это образ.