Комплексная терапия МВД

Способен ли закон "О полиции" действовать в одиночку?

28 января Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О полиции". За принятие законопроекта высказались только представители партии "Единая Россия". Новый закон, если будет утвержден в Совете Федерации и подписан президентом, вступит в действие с 1 января 2012 г. Помимо переименования милиции в полицию законопроект меняет некоторые функции сотрудников правоохранительных органов, а также прописывает усиление контроля за их деятельностью. В рамках реформы предполагается и сокращение штата МВД (это название останется, несмотря на переименование).

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы:

От принятия закона «О полиции» в лучшем случае ничего не изменится, а в худшем — станет еще хуже. Все просто - зарплаты остаются те же, а нагрузки в связи сокращением штата возрастают.

Сокращать же больше некуда, хотя, как я понимаю из принятого закона, сокращения продолжатся. По данным моих коллег из ДПС, в связи с недавними сокращениями стало некому выезжать на аварии. Например, в Западном округе Москвы на 1500-2000 аварий в день — всего 5-8 человек. В других округах ситуация сходная. Люди, ставшие участниками ДТП, вынуждены ждать сотрудников ДПС по 20 часов. А сами сотрудники работают по 16 часов в сутки без выходных и без премий. Как вы думаете, каким образом им приходится зарабатывать на жизнь? Еще и с начальством же делиться надо, волгоградский и астраханский примеры у всех перед глазами. При том что в январе московские милиционеры получили официальную зарплату размером в 13 000-17 000 руб., тогда как раньше она составляла 26 000-30 000 руб., так как не было социальных выплат, которые заложены в бюджет. В регионах зарплата радового милиционера — 13 000-16 000 руб.

Чтобы снизить уровень коррупции в МВД, а это корень всех проблем, необходимо несколько вещей.

Во-первых, закон о социальных гарантиях для сотрудников милиции. Пока что социальные гарантии у них есть далеко не все, а те, что есть, фактически только на бумаге. Например, по Жилищному кодексу решение о предоставлении жилплощади сотрудникам МВД отдано на усмотрение регионов. В Москве по местному законодательству участковому нужно отстоять 10 лет в очереди, чтобы что-то получить. Помимо этого большая часть выделяемого для рядовых сотрудников милиции жилья разворовывается вышестоящим начальством. Расследованием таких случаев занимается служба безопасности, начальник этой службы подчиняется начальнику УВД, а начальник УВД — начальнику округа. Раздачей квартир же занимаются социально-бытовые комиссии при округах. Есть конкретные данные, полученные в ходе судебных разбирательств, о том, сколько жилплощади было выделено префектурой для сотрудников милиции, а сколько дошло до адресатов. Например, в СЗАО было выделено 20 квартир, а данные есть только о пяти квартирах, которые получили рядовые сотрудники.

Давно предлагаю передать службу управления внутренней безопасности МВД под контроль ФСБ — посмотрю, как после этого они будут воровать <...> Если же рядовой сотрудник милиции займется расследованием таких вопросов, то для него это плохо кончится, в лучшем случае его просто сочтут за сумасшедшего.

Другие соцгарантии — это, например, медицинское обслуживание. Но качество ведомственных поликлиник МВД оставляет желать лучшего, многие сотрудники считают, что лучше туда не ходить...

Во-вторых, необходима реформа судебной системы, причем с нее стоило начать. Дмитрий Медведев сначала и говорил о том, что нужно реформировать суды, а потом милицию, но, видимо, кто-то решил иначе. А на самом деле у судьи есть полномочия: если пришло липовое дело, возбудить уголовное дело против всех, кто к нему причастен, — как сотрудников милиции, так и следователей. Так что, на мой взгляд, создание честной и беспристрастной судебной системы подтянуло бы правоохранительные органы.

Сейчас же везде есть планы. Когда-то у нас было 2% оправдательных приговоров, потом 1%, сейчас 0,5%. Скоро вообще не будет, если так дальше пойдет. В МВД тоже планы по задержанным. Есть такой приказ № 25 от 19 января 2010 г., в котором говорится об индикаторах оценки эффективности деятельности правоохранительных органов — он во многом знаковый, так как там говорится, что количество раскрытых преступлений в этом году должно быть больше, чем за АППГ - это такой термин - «аналогичный период прошлого года». То есть, на мой взгляд, это значит, что сегодня надо поймать и посадить больше, чем вчера.

В-третьих, что касается ДПС, то нужны изменения в закон об автостраховании. Сейчас максимальная сумма выплаты по страховке, для которой не требуется участие сотрудников ДПС (если при аварии нет жертв и увечий), составляет 25 000 руб. Если повысить эту сумму до 200 000 — 250 000 руб., (конечно, тоже при отсутствии жертв и увечий), то можно сокращать сотрудников ДПС.