Получится ли из "Правого дела" либеральная партия?

Голоса предпринимателей, молодежи и среднего класса сложно получить

Первый вице-премьер Игорь Шувалов может возглавить партию "Правое дело". Как стало известно, от него получено принципиальное согласие и в Кремле и Белом доме такой сценарий предварительно согласован. Для чего реабилитируют «Правое дело», какие цели преследуют чиновники?

Дмитрий Бадовский, замдиректора Института социальных систем:

Проект «Правое дело» близок к перезапуску. Кто-то из представителей федеральной элиты его возглавит. Шувалов и Кудрин — наиболее вероятные фигуры. Такой шаг делается с расчетом на то, чтобы «Правое дело» могло преодолеть 7%-ный барьер и сформировать фракцию в думе во время парламентских выборов. Кто бы ни был лидером «Правого дела», выдвигаться в президенты и оппонировать Путину или Медведеву он не будет. Задача «Правого дела» - консолидировать вокруг себя либеральный электорат, готовый к диалогу с властью, и на президентских выборах передать его кандидату от власти. Предполагается, что Шувалов или Кудрин – фигуры, способные собрать свою парламентскую фракцию. Возможно, будет сделано, как в 2008 г., когда кандидатуру Медведева поддержали некоторые другие партии, присоединившиеся к «Единой России», - «Аграрная сила», «Справедливая Россия», «Гражданское общество».

Игорь Бунин, президент фонда «Центр политических технологий»:

Естественно, ни на какие президентские выборы лидер «Правого дела» претендовать не может. У нас есть два потенциальных кандидата — Путин и Медведев, и они между собой разобраться не могут. Если появится еще третий, то политическая система полностью запутается. Разговоры о третьем возможном кандидате — то ли специально запущенный пробный шар, то ли эксперты придумали такую конструкцию из-за невозможности решить дилемму «Путин или Медведев». Тем более Шувалов сам заявил, что он не претендует на производство ценностей, это прерогатива тандема.

Это некое поручение в рамках власти создать либеральную партию. Медведев давно мечтал о такой партии, но тот проект, который начал реализовываться под названием «Правое дело», был мертворожденным с самого начала. Во-первых, потому что там не было сильных лидеров, во-вторых, там было три человека, которые друг с другом конкурировали и друг друга блокировали. Поэтому давным-давно шел разговор о том, чтобы найти какого-нибудь крупного политического деятеля с либеральными взглядами, который возглавит «Правое дело», и тогда все изменится. Называли Дворковича, Кудрина, Шувалова, сейчас все больше говорят о Шувалове.

«Правое дело» имеет 1-2% голосов по опросам, она прошла только в одном регионе на последних выборах и, в общем, абсолютно бесперспективна — у нее нет ни денег, ни четкой стратегии. Но вот появился лидер, значит, хотя бы деньги появятся. Шувалов - прежде всего, чиновник, но не политик, хоть в нем и есть политические элементы. Поэтому ему будет достаточно сложно. Но поскольку задача поставлена, на это будет работать административный ресурс. Ему будут помогать. Так что, возможно, «Правое дело» перейдет 5%-ный барьер, а может быть, и 7%-ный. Это было бы чудом.

Существует некая концепция, изложенная Дмитрием Орловым [консультант администрации президента РФ и ЦИК партии «Единая Россия», а также автор концепции «нового большинства» Владимира Путина], о том, что нужно три партии, которые перейдут 5%-ный барьер, и три партии, которые наберут более чем 7% голосов. «Правое дело» вместе с «Яблоком» и «Справедливой Россией», например. Таким образом, мы создадим многопартийность — это попытка подсластить пилюлю. Так называемая концепция доминантной партии с некоторым количеством контролируемых малых партий.

Но есть и другая концепция, которая, возможно, возобладает. Ее суть в том, что, может быть, такая крупная партия, как «Единая Россия», нам не нужна? А нужна, наоборот, контролируемая многопартийность, в которой доминантная партия брала бы на себя функцию консервативной модернизации. Она бы тогда контролировала пенсионеров, госслужащих, бюджетников, - всех, кто готов голосовать за власть. А активные слои, предприниматели, молодежь, которые хотят быть гражданами, а не подданными, нужно разбросать по контролируемым партиям.

В случае выбора второй концепции начнется демонтаж «Единой России». Не полный - какие-то ее элементы будут передаваться новой либеральной партии, возможно, будет оказана большая поддержка «Справедливой России».

Получается парадокс. Путин и «Единая Россия» выражают национальную идею о стабильности. Национальную идею о справедливости выражает «Справедливая Россия». А вот для национальной идеи о модернизации, новом курсе и т. п., которая продвигается Медведевым, политической силы нет. Возможно, Шувалов ее как раз и реализует.

Есть категория людей, которая ни за кого не хочет голосовать. Если бы была графа «против всех», они бы выбирали ее, а поскольку ее нет, они не приходят на выборы, портят бюллетени или голосуют за любую партию, кроме партии власти. Вот этот ресурс достаточно сложно использовать. Для этого нужен человек, имеющий право и способный по-настоящему критиковать власть. В «Правом деле» такой возможности нет. В этом тоже дилемма: с одной стороны, нельзя критиковать власть, когда являешься ее частью, с другой - как можно получить голоса молодых, предпринимателей, среднего класса, если ее не критиковать?