Кубе выдали свободу

Первый после 14-летнего перерыва съезд компартии Кубы оформил передачу власти внутри семьи Кастро от старшего брата Фиделя к младшему Раулю. Но не только. Рауль Кастро, которому в июне исполнится 80 лет, провозгласил пятилетнюю программу экономических и политических реформ, призванных вывести страну из бедности без «шоковой терапии» польского и российского образца.

Отменяются продовольственные карточки. Простые кубинцы, уже получившие возможность сдавать жилье и арендовать пустующие земли, вскоре смогут покупать и продавать недвижимость (сейчас она принадлежит государству) и автомобили. Упрощается процедура найма рабочих на частные предприятия. Кроме того, Кастро-младший пообещал, что партия будет меньше вмешиваться в экономику и обновит собственное руководство, ограничив максимальный срок пребывания на руководящих должностях двумя пятилетними сроками. Преобразования означают смягчение режима одной из последних крепостей ортодоксального социализма.

Каким путем пойдет Куба? Становление госкапитализма в результате номенклатурной приватизации маловероятно. Эксперты Института Латинской Америки считают, что преобразования пойдут по вьетнамской модели, когда политический контроль компартии не мешает развиваться частному бизнесу. Успех строительства рыночного социализма зависит от нескольких факторов. Здоровье (или нездоровье) престарелых правителей может привести к неожиданным политическим зигзагам. Приток инвестиций на Кубу обеспечат представители кубинской диаспоры, готовые вложиться в историческую родину. Но их объем зависит от гарантий прав собственности и личной неприкосновенности иностранных инвесторов. Еще одна проблема – отношения с Венесуэлой. Сейчас экономика Кубы крайне зависима от поставок ее нефти. А Уго Чавес может повысить цену, разочаровавшись в соседях, изменивших идеалам социализма. Ущерб возможно компенсировать, договорившись о поставках топлива из других стран Латинской Америки и активизировав разведку и разработку собственного шельфа. Это выгодно и России, которая могла бы вернуть себе часть утраченного влияния на Кубе, участвуя в ее нефтяных проектах.