Будет газ дорогим или сверхдорогим

Выступая в среду в Госдуме, Владимир Путин объяснил, почему российским потребителям необходимы высокие цены на газ: «Если газ будет всегда дешевле, мы никогда не заставим переходить на уголь <...> Нужны альтернативные источники. Мы не можем на одну газовую иглу посадить всю экономику страны». Будем надеяться, что у правительства нет планов по принудительному переводу энергетики обратно на уголь – гораздо менее экологичное и дорогое по сравнению с газом топливо. Сейчас две трети электроэнергии в стране вырабатывается из газа: КПД современных парогазовых установок достигает 58% (а при использовании пара для выработки тепла общий КПД возрастает до 96%), в то время как КПД угольной электростанции едва доходит до 35%.

По формуле равной доходности, обещанной «Газпрому» и гарантированной правительством, к 2015 г. цены для российских потребителей должны быть почти вдвое выше нынешних. При том что средняя цена для предприятий России, потребляющих от 1 млн до 10 млн куб. м газа в год, уже сейчас всего на 4% ниже цены конечных потребителей американской промышленности, подсчитал гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

В последний раз газовые цены определялись в России рыночным, а не директивным путем три года назад – до того как закрылась электронная торговая площадка «Межрегионгаза». И биржевые цены были вдвое ниже, чем предусмотренные формулой равной доходности экспортных и внутренних продаж «Газпрома». Поэтому за возобновление рыночной торговли газом выступает президент Дмитрий Медведев – он поручил правительству к 1 июня создать газовую биржу.

Чтобы выполнить поручение, Путину придется пойти наперекор интересам «Газпрома». Пока это получалось плохо – например, постановление правительства о правилах доступа независимых производителей газа к трубе «Газпрома» под разными предлогами не подписывается много месяцев. А возобновление биржевых торгов газом поставит под вопрос гарантированное «Газпрому» повышение тарифов. Правда, вчера после встречи с промышленниками премьер поручил подчиненным посчитать вариант, при котором темпы роста тарифов естественных монополий не будут превышать в ближайшие три года уровень инфляции (см. статью на стр. 07). Возможно, газ останется просто дорогим, а не сверхдорогим.