Статья опубликована в № 2850 от 12.05.2011 под заголовком: Опора модернизации: Сила офисного планктона

Дмитрий Медведев должен сделать ставку на офисных работников

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Приближающееся начало кампании 2012 г. делает актуальным вопрос о тех социальных силах, которые способны поддержать того или иного кандидата. Если за потенциальным кандидатом Владимиром Путиным стоит наиболее влиятельная в России сила, чиновничий аппарат, то социальная база потенциального кандидата Дмитрия Медведева значительно уже и не так влиятельна. К ней можно отнести либералов, как российских, так и зарубежных (их голоса, впрочем, на ЦИК особого впечатления не произведут), и немногочисленных чиновников из ближайшего окружения президента. В поиске дополнительных электоральных ресурсов сторонникам последнего следует обратить пристальное внимание на потенциал тех, кто пока известен преимущественно в качестве героев шуток и анекдотов, – рядовых офисных работников, или «офисный планктон».

Такая категория работников, как труженики офиса, редко привлекает к себе внимание политиков. Скорее наоборот: глава «Единой России» Борис Грызлов недавно противопоставил офисных работников «человеку труда», видимо, понимая под последним исключительно лесоруба, кочегара и токаря-расточника. Дмитрий Медведев присутствовал на этой встрече, но должным образом на неполиткорректное противопоставление не отреагировал. А ведь речь идет о потенциальных убежденных сторонниках.

Офисные работники являются не только объектом разнообразных шуток и пренебрежительного отношения первых лиц (как своего офиса, так и нашего общего офиса, российского государства). Недостатки офисных работников – с точки зрения представителей диссидентствующих интеллектуалов и недальновидных политиков – вполне могут обернуться их основным достоинством. Политикам нужно лишь избавиться от предубеждений в отношении к современным Башмачкиным и не забывать о главном – о своем прагматическом интересе в нахождении собственной социальной базы.

Сопоставление политических установок офисных работников и остальных россиян указывает на отсутствие между ними существенных отличий. По данным опросов «Левада-центра» за 2009–2010 гг., и первые, и вторые «скорее одобряют» деятельность действующего президента (58,9% первых и 53% вторых). И первые, и вторые ожидают в ближайшие несколько месяцев «некоторого улучшения» политической ситуации (43,9 и 44,4% соответственно). Те и другие не верят в возможность массовых протестов с политическими требованиями в месте их проживания (71 и 75,2% соответственно). Ни первые, ни вторые не готовы сами принять участия в подобных акциях в случае их возникновения (82,2 и 81,6% соответственно).

Совершенно иная картина возникает при сопоставлении образцов потребительского поведения офисных работников и остальных россиян. Первые оказываются значительно более продвинутыми потребителями, чем вторые. Особое предпочтение офисные работники отдают высокотехнологичным гаджетам, которые так полюбились действующему президенту: цифровой камере, компьютерам и доступу в интернет.

Труженики офиса аналогичны остальным россиянам в своих политических предпочтениях (вот где пригождается привычка «прогибаться» под более сильного), но значительно «продвинутее» последних в смысле знакомства и использования современных технологий. Сочетание этих двух характеристик делает нынешних Башмачкиных главными кандидатами на роль передового отряда модернизаторов, сформировать который пытается действующий президент. Действительно, весь смысл консервативной модернизации сводится к адаптации новых технологий, оставляя на неопределенный период неизменной модель властных отношений.

Планшетникам – да, выпрямлению позвоночника – нет. Именно к этим двум принципам пока сводится предложенная Дмитрием Медведевым программа модернизации. Такая программа привлекательна отнюдь не только для «кремлевских (и сколковских) мечтателей». Она привлекательна для такого массового в сегодняшнем обществе отряда, как офисные работники. Социальный контракт «современные гаджеты в обмен на согласие оставаться бесхребетным» найдет отклик прежде всего у них. Отсюда подходящий слоган для грядущей избирательной кампании и новой политической партии, которую следует под нее создать: «Наш офис – Россия» (сокращенно НОРа).

У «офисного планктона» есть шанс коренным образом изменить отношение к себе как российских политиков, так и остальных россиян. Для этого его представителям нужно стать теми, кем стал рабочий класс для коммунистической партии в начале прошлого века, – опорой во всех начинаниях. И тогда недалек тот день, когда на вопрос о роде занятий до 2012 г. можно будет с гордостью отвечать: трудился в офисе.

Автор глубоко признателен руководителю «Левада-центра» Льву Гудкову и Наталье Бондаренко за содействие.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more