Мнения
Бесплатный
Антон Олейник
Статья опубликована в № 2850 от 12.05.2011 под заголовком: Опора модернизации: Сила офисного планктона

Дмитрий Медведев должен сделать ставку на офисных работников

Приближающееся начало кампании 2012 г. делает актуальным вопрос о тех социальных силах, которые способны поддержать того или иного кандидата. Если за потенциальным кандидатом Владимиром Путиным стоит наиболее влиятельная в России сила, чиновничий аппарат, то социальная база потенциального кандидата Дмитрия Медведева значительно уже и не так влиятельна. К ней можно отнести либералов, как российских, так и зарубежных (их голоса, впрочем, на ЦИК особого впечатления не произведут), и немногочисленных чиновников из ближайшего окружения президента. В поиске дополнительных электоральных ресурсов сторонникам последнего следует обратить пристальное внимание на потенциал тех, кто пока известен преимущественно в качестве героев шуток и анекдотов, – рядовых офисных работников, или «офисный планктон».

Такая категория работников, как труженики офиса, редко привлекает к себе внимание политиков. Скорее наоборот: глава «Единой России» Борис Грызлов недавно противопоставил офисных работников «человеку труда», видимо, понимая под последним исключительно лесоруба, кочегара и токаря-расточника. Дмитрий Медведев присутствовал на этой встрече, но должным образом на неполиткорректное противопоставление не отреагировал. А ведь речь идет о потенциальных убежденных сторонниках.

Офисные работники являются не только объектом разнообразных шуток и пренебрежительного отношения первых лиц (как своего офиса, так и нашего общего офиса, российского государства). Недостатки офисных работников – с точки зрения представителей диссидентствующих интеллектуалов и недальновидных политиков – вполне могут обернуться их основным достоинством. Политикам нужно лишь избавиться от предубеждений в отношении к современным Башмачкиным и не забывать о главном – о своем прагматическом интересе в нахождении собственной социальной базы.

Сопоставление политических установок офисных работников и остальных россиян указывает на отсутствие между ними существенных отличий. По данным опросов «Левада-центра» за 2009–2010 гг., и первые, и вторые «скорее одобряют» деятельность действующего президента (58,9% первых и 53% вторых). И первые, и вторые ожидают в ближайшие несколько месяцев «некоторого улучшения» политической ситуации (43,9 и 44,4% соответственно). Те и другие не верят в возможность массовых протестов с политическими требованиями в месте их проживания (71 и 75,2% соответственно). Ни первые, ни вторые не готовы сами принять участия в подобных акциях в случае их возникновения (82,2 и 81,6% соответственно).

Совершенно иная картина возникает при сопоставлении образцов потребительского поведения офисных работников и остальных россиян. Первые оказываются значительно более продвинутыми потребителями, чем вторые. Особое предпочтение офисные работники отдают высокотехнологичным гаджетам, которые так полюбились действующему президенту: цифровой камере, компьютерам и доступу в интернет.

Труженики офиса аналогичны остальным россиянам в своих политических предпочтениях (вот где пригождается привычка «прогибаться» под более сильного), но значительно «продвинутее» последних в смысле знакомства и использования современных технологий. Сочетание этих двух характеристик делает нынешних Башмачкиных главными кандидатами на роль передового отряда модернизаторов, сформировать который пытается действующий президент. Действительно, весь смысл консервативной модернизации сводится к адаптации новых технологий, оставляя на неопределенный период неизменной модель властных отношений.

Планшетникам – да, выпрямлению позвоночника – нет. Именно к этим двум принципам пока сводится предложенная Дмитрием Медведевым программа модернизации. Такая программа привлекательна отнюдь не только для «кремлевских (и сколковских) мечтателей». Она привлекательна для такого массового в сегодняшнем обществе отряда, как офисные работники. Социальный контракт «современные гаджеты в обмен на согласие оставаться бесхребетным» найдет отклик прежде всего у них. Отсюда подходящий слоган для грядущей избирательной кампании и новой политической партии, которую следует под нее создать: «Наш офис – Россия» (сокращенно НОРа).

У «офисного планктона» есть шанс коренным образом изменить отношение к себе как российских политиков, так и остальных россиян. Для этого его представителям нужно стать теми, кем стал рабочий класс для коммунистической партии в начале прошлого века, – опорой во всех начинаниях. И тогда недалек тот день, когда на вопрос о роде занятий до 2012 г. можно будет с гордостью отвечать: трудился в офисе.

Автор глубоко признателен руководителю «Левада-центра» Льву Гудкову и Наталье Бондаренко за содействие.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать