Статья опубликована в № 2850 от 12.05.2011 под заголовком: Компания недели: Skype Global S.a.r.l.

Зачем Microsoft купила Skype

За восемь лет существования Skype стал без преувеличения одним из символов интернета – пространства изначально некоммерческого и открытого. Это был проект скорее технологический, чем коммерческий, с простой идеологией: раз существует техническая возможность организовать бесплатное общение с помощью компьютера – такой сервис должен быть. Никто не станет брать с вас деньги только потому, что хочет заработать.

У Skype есть и платные услуги – например, звонки на телефонные номера или групповые видеоконференции. Но все равно это не классический бизнес-проект, недаром чистую прибыль Skype получил лишь однажды ($42 млн в 2008 г.). Тем не менее претендентов на компанию было хоть отбавляй. В 2005 г. ее купил интернет-аукцион eBay (правда, остался недоволен инвестицией, которую не удалось окупить), в 2009 г. – группа инвестфондов во главе с Silver Lake Partners, а в последнее время Skype интересовались Facebook и Google. По сведениям источников Reuters, они оценивали Skype в $3–4 млрд. А победила в борьбе Microsoft, предложившая $8,5 млрд.

Неужели компания, зарабатывающая $860 млн в год (данные 2010 г.), стоит в 10 раз дороже? И как Microsoft окупит вложения, если Skype убыточен? Соглашусь с Владиславом Кочетковым из «Финама»: финансовые показатели наверняка последнее, о чем думала Microsoft. Скорее ее гендиректор Стив Баллмер задумывался о будущем самой Microsoft, более 50% доходов которой до сих пор генерирует продажа лицензий на продукты (Windows, Microsoft Office, Microsoft Dynamics CRM и т. п.). Тогда как мир мало-помалу переходит на использование «облачных» программ, которыми можно пользоваться через интернет – иногда за деньги, а иногда и бесплатно. Microsoft тоже активно пропагандирует «облачную» тематику, но сама зарабатывает на онлайн-сервисах пока немного (в первые три месяца 2011 г. – около 15% общей выручки).

Будущее за онлайн-коммуникациями, уверена Microsoft: и проводная, и мобильная связь рано или поздно вольются в единый широкий поток интернет-трафика. Все последние действия Microsoft явно преследуют цель возглавить эту тенденцию: и объединение электронной почты Outlook с мессенджером MSN, и партнерство с Nokia в разработке новых телефонов, и вот теперь покупка Skype. Как все это будет работать вместе, еще не очень ясно, и вопрос о сроках возврата инвестиций в Skype открытый. Но в стратегии Microsoft Skype явно не лишний кирпичик.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать