Сблизить российское налоговое право с европейским

Трансфертные цены стали больной темой международного налогообложения. Этому особенно поспособствовал недавний финансовый и экономический кризис, лишивший государства по всему миру существенной части бюджетных доходов.

Страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития; в нее входит 34 страны, преимущественно из Европы. – «Ведомости») и все большее число не входящих в эту организацию государств вводят законы о трансфертном ценообразовании, чтобы защититься от потенциальных убытков. Эти законы требуют от налогоплательщиков декларировать прибыль, полученную при сделках внутри группы компаний, в соответствии с международно принятым «принципом вытянутой руки» (arm’s length principle), т. е. исходя из условий (в том числе цены), которые в подобных обстоятельствах выставили бы независимые компании.

«Принцип вытянутой руки», который требует от налогоплательщиков определять рыночную цену для сделок внутри группы, служит двум целям. Во-первых, защитить страны от размывания их налоговой базы вследствие пере- или недооценки внутригрупповых сделок. Во-вторых, придать деятельности транснациональных корпораций справедливые юридические обоснования и уменьшить риск двойного налогообложения, тем самым устранив потенциальные барьеры для международной торговли и инвестиций.

Россия приняла законы о трансфертном ценообразовании, основанные на «принципе вытянутой руки», еще в 1999 г. Тем не менее действующие сейчас в России правила не полностью соответствуют международным стандартам, содержащимся в «Руководстве ОЭСР о трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов», и, следовательно, могут дать повод для двойного налогообложения. К тому же Россия сталкивается с практическими трудностями при исполнении законов из-за неясных формулировок действующего законодательства.

Поэтому российское Министерство финансов подготовило законопроект, в котором содержатся новые положения о трансфертном ценообразовании, – поправки приведут российское законодательство к большему соответствию международным стандартам. В 2010 г. этот законопроект прошел первое чтение в Государственной думе. После чего Министерство финансов занималось доработкой законопроекта, где учитывались бы пожелания бизнес-сообщества, налоговых консультантов и международных налоговых организаций, в том числе ОЭСР. 4 мая 2011 г., в преддверии второго чтения в Государственной думе, министерство разместило новую версию законопроекта на своем сайте.

ОЭСР одобряет проект нового закона. По нашему мнению, новый закон, когда его примут, приблизит российские правила трансфертного ценообразования к международным стандартам ОЭСР. Он станет важным шагом не только на пути к сокращению объемов уклонения от уплаты налогов, но также к повышению правовой определенности и гарантий от двойного налогообложения международных корпораций. Как следствие, снизятся потенциальные торговые и инвестиционные барьеры, а значит, новый закон о трансфертном ценообразовании будет способствовать созданию более привлекательной бизнес-среды в России.

Россия ведет переговоры о вступлении в ОЭСР. Соответствие международным стандартам налогообложения является главным условием переговоров. За время, прошедшее с первого чтения законопроекта в 2010 г., российское Министерство финансов с помощью ОЭСР, налоговых консультантов и других экспертов существенно продвинулось на пути улучшения этого важного документа. Ключевой вопрос сейчас – принятие законопроекта Государственной думой в течение 2011 г., чтобы закон мог вступить в силу в январе 2012 г. Это станет значительным достижением на пути модернизации российской налоговой системы и сближения ее с международными стандартами, способствуя привлечению в Россию прямых иностранных инвестиций.