Статья опубликована в № 2870 от 09.06.2011 под заголовком: Аттестат зрелости: ЕГЭ и средние вузы

Нельзя сказать, что единый госэкзамен перестали ругать

Нельзя сказать, что единый госэкзамен перестали ругать. Дотошные правдолюбы не преминут найти очередной пример коррупции в виде непропорционально высоких оценок в Чечне или Дагестане, а текст по английскому будет похож на произведение Google-переводчика. Без этого никак, но в целом создается впечатление, что общество приняло экзамен.

Сам я довольно быстро стал сторонником ЕГЭ, и с каждым годом моя уверенность в том, что это правильный выбор, растет. Во-первых, в нынешней конфигурации экзамен не ущемляет сильных учеников. Откуда я это знаю? Все очень просто. В Москве 100 баллов по математике в 2009 г. получило около 100 человек (в 2010 г. – около 40), и я знаю класс, в котором учились восемь из них. Поскольку это класс в московской школе № 57 и там действительно были собраны сильнейшие школьники, картинка складывается верная. Сомневающимся в справедливости ЕГЭ предлагаю взять вариант по математике, внимательно, в течение часа, изучить ответы, закрыть их и заново написать тест. Тем, кто сможет набрать 100 баллов (и не преподает математику в школе или в вузе), с меня пиво.

Во-вторых, ЕГЭ дает шанс детям из самых отдаленных регионов России учиться в лучших университетах. Многочисленные разговоры с преподавателями разных вузов свидетельствуют об одном и том же: по ЕГЭ в Москву приезжает много очень сильных студентов, у которых в системе вузовских вступительных экзаменов не было никакого шанса поступить. Ни о каких московских репетиторах для них и речи быть не могло.

Однако не нужно забывать, что у ЕГЭ есть побочные эффекты. Например, он подрывает средние университеты. Сколько раз я слышал от профессора регионального политеха жалобы на то, как ЕГЭ изуродовал их студентов. На самом деле не изуродовал, а просто украсил ими ведущие вузы.

Как только из средних университетов уходят самые подготовленные студенты, разрыв между лучшим и средним увеличивается кардинально. Это очень выразительно можно продемонстрировать на примере хоккея и футбола. В NHL, где действует правило справедливого распределения сильных новичков, последние 10 раз кубок Стэнли выигрывали восемь команд, а «Детройт» и «Нью-Джерси» брали кубок по два раза. В английской или испанской премьер-лигах за тот же период чемпионов было лишь трое, а «Манчестер» и «Барселона» завоевали по пять титулов.

Усилить среднюю команду можно за счет хороших тренеров и качественных легионеров. Среднему университету нужны профессора и лучшие студенты из соседних стран, которые готовы купиться на хороших профессоров и недорогое образование. Все это требует больших денег (на зарплату профессорам и косвенную закупку талантов), но если их вовремя не инвестировать, то мы можем получить ситуацию, когда в стране будет пять достойных университетов и пара тысяч совсем плохих. С каждым годом успешного проведения ЕГЭ у государства остается все меньше и меньше времени на спасение средних вузов. Ведь подтягивать «Шинник» до уровня «Барселоны» сложнее, чем «Зенит».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать