Программа мероприятий по борьбе с ксенофобией в Москве абсолютно традиционна

Программа мероприятий по борьбе с ксенофобией в Москве (см. статью «Цена толерантности» от 8.06.2011) абсолютно традиционна – такие регулярно принимались при Юрии Лужкове. Возможно, и писали ее те же люди. Все эти выставки национальных художников, семинары и лекции с красивыми названиями вроде «Классификация народов России. Русский народ в системе межэтнических отношений»; разъяснительная работа с трудовыми мигрантами и местными работодателями; социальная реклама толерантности и т. п. – плоды специального бюрократического творчества, которое по аналогии с творчеством милицейским можно назвать «галочной системой».

Все мы знаем, как это работает: мероприятия будут проведены, ответственные отчитаются о проведении, а что уж там будет с межэтническими отношениями – неизвестно. Конечно, с молодежью и с мигрантами надо работать, конечно, социальная реклама бывает полезна, но есть большие сомнения, что аудитория рекламы просчитана, а потребности молодежи и мигрантов изучены. При неустанном внимании мэрии Москвы к межэтническим отношениям ситуация постепенно доросла до Манежной площади.

Нынешняя программа опирается на прошлогоднюю Концепцию реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве, в которой много правильного. Например, то, что современная московская культура не воспринимается приезжими как некая целостность, что затрудняет процесс ассимиляции. Или то, что этнические и миграционные процессы – два разных феномена, которые в восприятии москвичей смешиваются. Стратегическими целями политики названы формирование единства и гражданской солидарности на основе российской гражданственности, патриотизма и интернационализма, духовных и нравственных ценностей российского общества; создание условий по удовлетворению этнокультурных запросов жителей города Москвы; обеспечение прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Что может быть лучше?

Кое-что может. Во-первых, многих чиновников, а также деятелей культуры или религиозных деятелей сильно смущает проблема единых духовных и нравственных ценностей. Они все время пытаются их придумать.

В прошлом году один столичный чиновник предлагал ввести для приезжих кодекс москвича, поскольку жизненный уклад Москвы базируется на русской культуре и традициях. Идея объединения вокруг базовых ценностей близка Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу; этой теме был посвящен последний Всенародный русский собор. Договориться об этих ценностях никак не удается, что не мешает их защитникам обрушиваться с гневной критикой на несогласных.

На самом деле – и это во-вторых – единым должно быть исполнение закона, и это главная общая ценность, во всяком случае первоочередная.

Все наши концепции и программы межэтнических отношений посвящены тому, как работать с мигрантами или с националистами, – тем самым происходит институализация проблемы. Между тем главной причиной межэтнических конфликтов остается неуважение к закону, неработающие институты права. Диаспора всегда активнее местных жителей, потому что находится в более сложных условиях. И если местная власть предлагает такой инструмент, как всеобщая коррупция, диаспора может отлично его использовать. Отсутствие легальных социальных лифтов для мигрантов диаспора начинает компенсировать своими, порой нелегальными, чаще просто коррупционными лифтами. И пока власть наживается на неработающих легальных лифтах, возникают другие.

Поводом для Манежки стало не столько убийство болельщика Егора Свиридова, сколько реакция правоохранительных органов, которые сначала отпустили участников драки – кавказцев. Сейчас Следственный комитет заявляет, что следствие по делу завершено, зачинщиками драки признаны кавказцы, но конфликт не был межнациональным – была «разница в культуре поведения». При всей корявой политкорректности глобально формулировка правильная. Дело в том, что уважают закон все одинаково, а не уважать его можно по-разному. Но различия носят не этнический характер, а социальный. Чеченцы гоняют по московским дорогам так же, как русские чиновники. Наши концепции толерантности должны предусматривать воспитание культуры уважения к закону – и прежде всего у его представителей.