Создание единого биржевого холдинга в России не обойдется без участия ЕБРР
Поэтому ЕБРР обидели еще до того, как он стал акционером: власти ему попросту не санкционировали сделку. Руководитель ФСФР Владимир Миловидов и директор ФСБ Александр Бортников написали премьеру Владимиру Путину, что увеличение доли нерезидентов в РТС помешает ее объединению с ММВБ, а значит, созданию в России международного финансового центра (МФЦ). «Могли бы и не ходить [в правительство]. Но коли задали вопрос, предполагающий два варианта ответа, надо быть готовыми к обоим», – переложил вину на ЕБРР участник консультаций со стороны правительства.
Создание единого биржевого холдинга в России (в результате перехода РТС под контроль ММВБ), похоже, не обойдется без участия Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Сперва ЕБРР намеревался войти в процесс со стороны РТС. Для менеджмента и акционеров этой биржи, готовящейся к переходу под контроль ММВБ, лучшего инвестора и желать нельзя было. Если уж не отбиться от нападок ММВБ, то заполучить благодаря ему весьма обходительное отношение при объединении бирж было вполне по силам.
Но оставаться в стороне европейский банк не намерен. И второй заход в единый биржевой холдинг страны он уже делает со стороны ММВБ. Долю в ней ЕБРР хочет выкупить у Центробанка, признал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Правда, такая продажа должна состояться уже после того, как РТС вольется в ММВБ.
Для ЕБРР от этого ничего принципиально не меняется: он входит в капитал биржи, стратегия которой предполагает IPO, а до того – улучшение всего и вся, для чего экспертиза и имя ЕБРР весьма кстати. Вот только заработать на росте стоимости РТС в преддверии слияния с ММВБ и соответствующих переговоров с покупателями европейский банк не сможет. И ожидать компенсации упущенной выгоды ему тоже не приходится.
Зато теперь об угрозе национальной безопасности или создании МФЦ никто не говорит. И неудивительно. Ведь отказ ЕБРР от претензий на долю в РТС был на руку квазигосударственной ММВБ. Равно как и его последующее вхождение в капитал объединенной биржи. Не удивлюсь, если определенные авансы относительно вхождения в объединенную ММВБ европейский банк получил еще при обсуждении инвестиций в РТС.
Тем более что для ЕБРР более подходящий объект для инвестиций сложно придумать. Ведь объединенная биржа должна стать одним из ключевых элементов МФЦ, создание которого вошло в список приоритетов для руководства страны. Отношение к инвесторам в этот проект становится показательным для будущего всего МФЦ в России.