Децентрализация не решит проблему доверия

Модная шляпка этого летнего сезона – децентрализация. В политической повестке она противопоставлена выстроенной Владимиром Путиным вертикали и выглядит прогрессивно. Но есть разница между децентрализацией и демократизацией. Происходящая смена губернатора в Петербурге тому хорошая иллюстрация.

Предлогом для смещения Валентины Матвиенко стали грядущие выборы в Думу. «Единой России» в Питере нелегко: ее позиции падают – уже всего 27% сторонников среди общего числа избирателей, по последним данным Агентства социальной информации (АСИ). В Москве согласились, что с новым губернатором на выборах будет проще.

У Матвиенко имидж неудачницы. Претензии: нашумевшие на всю страну провалы в уборке снега и мусора, бизнес родственников, разрушение центра, уплотнительная застройка, борьба с ларьками у остановок, даже снос гаражей. Все это есть, но это типичные проблемы любого города. С ЖКХ почти везде катастрофа, а бизнес жены Юрия Лужкова, к примеру, никак ему не мешал. Зато с Матвиенко город стал богаче и опрятнее – из Москвы пришли крупные налогоплательщики. Вот она – децентрализация в действии.

Среди городских обывателей Матвиенко достаточно популярна, говорит глава АСИ Роман Могилевский. Ее невзлюбила интеллигенция: на ней сфокусировались и вечный петербургский комплекс второй столицы, и презрение к надменной, оторвавшейся от народа власти. Интеллигенция обиделась и не приняла присланного ей варяга.

Шум протеста усилила исторически сильная питерская оппозиция. В итоге в Москве победило мнение, что Матвиенко не прижилась. Скандал вокруг не ею задуманного строительства «Охта центра» не добавил ей очков, ее рейтинг продолжал падать. У ее аппаратных противников появились новые козыри. Теперь «Единую Россию» на выборы в Петербурге поведет другой губернатор.

Поможет это? На время – вероятно. Возможно, сначала с новой фигурой будут связаны новые надежды. Но в перспективе, скорее всего, преемника Матвиенко ждет та же судьба. Потому что дело не в ней, а в ощутимом падении доверия к вертикали на всех уровнях – от президента с премьером до «Единой России» и региональных начальников. По данным «Левада-центра», за год средний рейтинг губернатора в России упал на 6–8%.

Так вот, децентрализация не решит проблему доверия – а проблема эта, похоже, уже вполне реальная. Создавая иллюзию передачи власти сверху вниз, на самом деле децентрализация представляет собой техническую процедуру по перераспределению ресурсов внутри вертикали без изменения принципов ее работы. Не стоит путать полномочия с легитимностью.

Легитимность нового питерского губернатора по-прежнему будет исходить сверху, а не снизу, и дополнительные полномочия ему не помогут – как не помогли Матвиенко ни связи в Москве, ни опыт работы социальным министром. Даже будучи родом из Питера, он будет там таким же варягом. Сразу или чуть позже он столкнется с тем же протестом. Его влиятельные противники тоже не будут сидеть без дела, а в Москве опять примутся ломать голову, как укрепить шатающуюся власть в Петербурге. Простое решение есть всегда: снять губернатора.