Ввод европейских стандартов в России отложен

Переход России на более экологичное топливо опять откладывается на неопределенный срок. Правительство разрешило торговать бензином Аи-92 класса «Евро-2» еще минимум до середины 2012 г.

Официальное объяснение – нефтяные компании не успевают модернизировать свои НПЗ.

Экологические стандарты нужны, чтобы регулировать содержание вредных веществ в выхлопных газах. В Европе первый стандарт был введен еще в 1992 г., а с 2009 г. действует уже «Евро-5». «Жители больших городов заслуживают чистый воздух», – не раз говорил президент «Лукойла» Вагит Алекперов, выступающий за ужесточение стандартов.

Но его коллегам эта идея не особенно нравится: по оценке Минэнерго, на модернизацию российских НПЗ нужно более $30 млрд капвложений за пять лет. Эта сумма чуть ли не на порядок превышает объем инвестиций в нефтепереработку за предыдущее пятилетие. А нефтяные компании и без модернизации отлично зарабатывают на нефтепереработке. Причем выгоднее всего при действующем налоговом режиме оказывается производство самых токсичных видов топлива.

Производители автомобилей (в частности, «Камаз») тоже горой стоят за грязное топливо – ведь с переходом на новые экологические стандарты будет запрещена не только продажа плохого бензина, но и новых автомобилей с двигателями, не соответствующими этим требованиям.

Противостоять такому мощному грязному лобби, как нефтяные компании, объединенные с отечественными автомобилестроителями, наверное, трудно. Но правительство таким образом не только лишает граждан права на воздух, но и наказывает тех, кто поверил в модернизацию и вложил миллионы долларов в современное оборудование. Это «Татнефть», «Башнефть», «Лукойл», группа ГАЗ, которая сейчас запускает производство двигателей, соответствующих нормам «Евро-4», а также другие прогрессивные компании.

Они рассчитывали на новые экологические стандарты и на то, что налоги на чистое топливо будут ниже, чем на грязное. Но правительство и тут их обмануло: акцизы останутся одинаковыми, стало известно в пятницу. Перед нами красочный пример того, что инвестиции в высокотехнологичное производство в России не только не поддерживаются, но и наказываются.