От редакции: ОНФ находит таланты

Константин Черненко в ходе своего недолгого «понтификата» (1984–1985 гг.) успел немного, но на одно знаковое действие его хватило. Он взял да и вернул партийный билет 94-летнему Вячеславу Молотову. Бывший нарком, чья личная подпись стоит, в частности, на сталинских «расстрельных списках», был исключен из коммунистической партии во время хрущевской оттепели. Одна из немногих шуток по поводу Черненко состояла в том, что, возвращая Молотова в партию, он готовит себе преемника. Поразительно, но Молотов и правда пережил генсека и умер в 1986 г. в возрасте 96 лет.

Это воспоминание навеяно результатами московских «праймериз» Общероссийского народного фронта. Главной целью этого мероприятия с непонятным названием организаторы объявили обновление депутатского корпуса и партийных рядов за счет инициативной молодежи. Четвертое место в «праймериз» занял Владимир Долгих, 86-летний общественный активист, бывший член брежневского ЦК КПСС и кандидат в члены Политбюро. Ветеран большой политики вернулся на свет Божий благодаря борьбе с шашлычной «Антисоветская» и предложению установить в дни празднования 65-летия Победы плакаты с изображением Сталина. Долгих – не единственный участник депутатского кастинга в почтенном возрасте. В Москве седьмое место, также способное принести депутатское кресло, занял бывший руководитель стройкомплекса столицы 75-летний Владимир Ресин, который, по мнению многих экспертов и историков архитектуры, был одним из организаторов разрушения исторической Москвы. В Хабаровском крае проходное шестое место (первое – у губернатора Вячеслава Шпорта) занял 72-летний генерал армии Михаил Моисеев, начальник Генштаба Советской армии в 1990–1991 гг., в том числе и в дни ГКЧП. На этом фоне победа в Забайкальском крае 73-летнего Иосифа Кобзона не удивляет: депутат-певец избирался в регионе не один раз.

Организаторы, вероятно, намеренно решили сделать вид, что ищут юных и неопытных, а искали на самом деле авторитетных и умудренных жизнью. Мероприятие в таком случае можно было назвать «секондариз». Во многих регионах пятерки лидеров возглавляются хорошо знакомыми гражданам губернаторами, а за ними следуют действующие депутаты Госдумы и региональных заксобраний, мэры крупных городов.

Впрочем, и молодым тоже достались места. В Бурятии и некоторых других регионах места в первой пятерке заняли представители прокремлевских молодежных движений. В других привычные региональные фамилии были дополнены именами известных актеров и спортсменов. Актер Владимир Машков занял пятое место в Кемеровской области, шестую позицию там же завоевал боксер Николай Валуев. Если учесть, что бесспорный лидер кемеровских «праймериз» губернатор Аман Тулеев вряд ли покинет свою должность, можно надеяться, что наш парламент вскоре серьезно усилится. В Астраханской области место в пятерке выиграла певица Мария Максакова. Впрочем, узнаваемое лицо не гарантирует успеха: любимец премьера музыкант Николай Расторгуев далек от лидерства в Ставропольском крае. Звезда сериалов и фронтвумен «Молодой гвардии» Мария Кожевникова – на 14-м месте в Москве, экс-капитан футбольной сборной России Алексей Смертин оказался девятым на Алтае. Защитник прав автолюбителей Вячеслав Лысаков – пока на восьмом месте в Подмосковье.

Отдельные предприниматели попали в региональные пятерки во многих регионах, но их присутствие напоминает привычную советскую разнарядку выборов в Верховный совет, где обязательно должны были заседать представители рабочего класса, колхозного крестьянства и (немножко) интеллигенции. Или практику КПК, которая разрешает китайским капиталистам членство в партии. На этом фоне Пермский край, где пять из шести первых мест заняли местные бизнесмены и общественные деятели, выглядит исключением из правил.

Институт, напомним, был призван обновить кадры и создать социальные лифты. Неужели в этих списках, еще не окончательных, направление будущего движения России?