От редакции: Как сбить цену на газ

Немецкие партнеры «Газпрома» RWE и E.On подали на него иски в арбитраж с требованием пересмотра формулы цены на газ. Переговоры о снижении цены ведутся давно, но договориться пока не удается. А вот итальянская Edison недавно добилась скидок от «Газпрома» на закупаемый газ. В арбитраже или на переговорах у западных партнеров «Газпрома» есть шансы добиваться снижения цены – судьи могут принять такое решение, если, соблюдая договор, компания работает себе в убыток. Формула цены «Газпрома» давно стала притчей во языцех – из-за привязки к цене нефти в июле 2011 г. цена по газпромовским долгосрочным контрактам на границе Германии была в среднем на 25% выше, чем спотовые цены, подсчитал президент East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Другие поставщики цены снижают, предложение газа на рынке велико – так что последуют иски и от других покупателей. А те, у кого контракты заканчиваются, могут их не продлить. Cнижение объемов экспорта в Европу для «Газпрома» неизбежно.

Похожая, правда более политизированная, история происходит на Украине, где власти пытаются через суд расторгнуть газовые соглашения с Россией, подписанные в 2009 г. Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. Украину тоже не устраивает цена на газ, которая по формуле «Газпрома» в IV квартале приблизится к $400 за тысячу кубометров. «Газпром» заявляет о готовности снижать цену только в случае слияния с «Нафтогазом», на которое украинское руководство идти не готово. Не готово оно и к вступлению в Таможенный союз и ЕЭП, которое ряд российских политиков считают достойной уступкой.

Желание сделать мощный ход уже подвело Виктора Януковича – судом над Юлией Тимошенко он хотел вывести политического противника из электорального процесса и заодно намекнуть Москве на желательность снижения цены на газ. Однако морально проиграл Тимошенко, арест которой осудили в Европе, США и России. На предстоящих переговорах с Дмитрием Медведевым по газовым вопросам позиция Януковича будет слабой. По контракту споры сторон рассматриваются в стокгольмском арбитраже, и решение украинских судов значения иметь не будет. На Украине от этих переговоров прорыва не ждут.