Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2922 от 23.08.2011 под заголовком: От редакции: Топливный режим

"От редакции": Качать нефть проще

Bloomberg

Чиновники наконец решились объявить дату перехода к новой системе налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов – 1 октября. С этого дня вывозить сырую нефть из страны будет выгоднее. Бюджет может потерять до 40 млрд руб., а строительство современных нефтеперерабатывающих заводов, на которое и так-то решились единицы, станет убыточным делом.

Выиграют от новой системы только нефтяники. Причем в самом выгодном положении оказались те, кто игнорировал призывы правительства модернизировать нефтепереработку. Благодаря новым пошлинам шесть крупнейших российских нефтяных компаний только в следующем году заработают дополнительные $2,5 млрд без всяких дополнительных затрат и усилий.

Зато серьезные потери будут у тех, кто сделал ставку на инвестиции в производство качественного бензина. Видимо, чтобы лишить этих наивных энтузиастов последних иллюзий, вдобавок к новой системе пошлин правительство еще и продлило разрешение на выпуск топлива качества «Евро-2». Это экологический стандарт, соответствующий уровню развития нефтепереработки примерно тридцатилетней давности. Запрет на использование грязного топлива и автомобилей, которые на нем ездят, заставил бы нефтяников поторопиться с модернизацией НПЗ. Но, как мы видим, у правительства есть задачи поважнее.

Что это за цели и оправданны ли жертвы, которые ради них приносятся? Судите сами.

Правительство уверяет, что смысл нового налогового режима состоит в том, чтобы, во-первых, стимулировать добычу (дескать, благодаря более выгодным пошлинам у нефтяников будет оставаться больше денег на развитие новых месторождений и появится больше мотивации для этого), а во-вторых, сделать невыгодным вывоз мазута, который в последние годы составляет основу российского экспорта нефтепродуктов. Как считают власти, избыток дешевого мазута в стране будет стимулировать нефтяные компании увеличить глубину переработки нефти и производство качественных бензинов.

С какой стати это вдруг произойдет, не очень понятно. Но в остальных доводах властей есть логика. Действительно, нефтедобыча в России менее доходна по сравнению с другими странами из-за высоких налогов, а для освоения новых месторождений требуются десятки миллиардов долларов. Правда, оставить в распоряжении нефтяных компаний дополнительные ресурсы – только полдела.

Важно, чтобы у них еще появилось желание инвестировать эти деньги именно в развитие добычи. А как мы видим, пока что никакие стимулирующие действия правительства, включая даже строительство нефтепровода ВСТО и щедрые налоговые льготы, не привели к массовому освоению Восточной Сибири.

Поставить заградительную пошлину на пути мазута – тоже грамотное решение. Пользуясь существенной разницей в пошлинах на вывоз нефти и темных нефтепродуктов (на них пошлина была всего 39% от нефтяной) в виде мазута, компании фактически экспортировали сырую нефть, только разложенную на фракции. Это была налоговая дыра, которая ко всему прочему делала выгодной самую примитивную нефтепереработку в ущерб производству продукции с реальной добавленной стоимостью. За пять лет экспорт российских нефтепродуктов вырос на 50% в основном за счет мазута, который дороже нефти всего на 3%.

Возможно, новый налоговый режим и правда поможет развитию нефтедобычи и сократит экспорт мазута. Но совершенно не обязательно компании вместо мазута бросятся производить продукты более глубокой переработки. О модернизации нефтепереработки можно смело забыть. И вызовы нефтяников на ковер за срыв инвестиционных программ тут не подействуют.

Тех, кто сделал ставку на производство качественного топлива, жестко наказали рублем. Рынок получил четкий сигнал, свидетельствующий о том, что все разговоры о необходимости инвестиций в современное производство – лишь разговоры. Глубокая модернизация нефтепереработки невыгодна без жестких требований по качеству топлива на внутреннем рынке. Так и через пять лет глубина переработки нефти в России будет на позорном уровне 72%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать