Андрей Колесников: движение "наХ-наХ" – это симптом

Движение «наХ-наХ: Голосуй против всех!» с символом в виде свинки, «временно признанной кошерной», как поясняют некоторые организаторы процесса, относится к сфере смеховой культуры. Смех побеждает тупую серьезность власти и циничную приблатненность «элиты». Это все, чего они заслуживают, не считая испорченного бюллетеня или проигнорированных выборов.

Из всех ролевых функций трех поросят из известного анекдота, описывающего социальную стратификацию современной России, – пофигиста (Них-Них), наркомана (Нюх-Нюх) и грубияна (Нах-Нах, ровно этот русский народный артикль часто использовал недавно отставленный начальник моего ЖЭКа) – коллеги выбрали последнюю. Думаю, что с пониманием неизбежного: неотданные голоса уходят той самой «партии жуликов и воров», против которой предложено голосовать свиными ножками.

С одной стороны, логика железная. Легальные институты, процедуры, инструменты закрыты, профанированы, неэффективны. Способа представить точку зрения существенной части населения страны в рамках традиционной представительной демократии просто не существует, потому что партии, выражающие альтернативные позиции, не регистрируются. Функцию альтернативы на предыдущих парламентских выборах выполняла «Справедливая Россия», на нынешних – «Правое дело» Михаила Прохорова, партия, которой суждено стать мишенью для всех остальных претендентов на кресла законотворцев. Получается, что голосовать опять не за кого, если только не передавать отсутствующий в бюллетенях функционал «против всех» партии «Правое дело».

Это, безусловно, вариант. И в этой роли выступали иной раз «Яблоко» и Григорий Явлинский, причем люди праволиберальных убеждений, голосуя за яблочников, отдавали свой голос не столько им, сколько тому самому идолу демократии в недемократической стране – его величеству «против всех». Ибо было ясно, что левые либералы Явлинского в Думу все равно не пройдут. Примерно та же участь ждет прохоровский проект. Именно потому, что есть сомнения относительно возможности использования «Правым делом» административного ресурса.

Скорее всего, мы получим вместо четырех партий в старой Думе три партии в новой. Как ни старайся развивать партийную конкуренцию словесными интервенциями президента, она все стремится свести саму себя на нет...

С другой стороны, позиция нах-наховцев какая-то пораженческая. Ну вот есть маленькое, но законное поле для легальной политической борьбы. Допустим, вам не нравится Прохоров с его Куршевелем. Но надо быть реалистом – других опций у них для нас нет. Так, может быть, попробовать – хуже-то не будет, уже некуда. Вот все бы дружно взялись, навалились на весла, как рабы на галерах, – глядишь, и разбавили бы весь этот усугубленный народным фронтом ужас-ужас-ужас.

Впрочем, движение «наХ-наХ» – это ведь даже не средство лечения проблем нынешнего государства: слишком большая честь для этого мшистого Левиафана, предмета палеонтологии, а не политологии. Это симптом. Симптом того, что сосуды, отвечающие за кровообращение между государством и обществом, закупорены. Потому и хочется всех послать.